18.11.2010 | Политика
Эдуард Гурвиц: «Испытывать терпение народа надо с большой осторожностью»
Экс-мэр Одессы Эдуард Гурвиц о принятии Налогового кодекса, фальсификациях на местных выборах и о том, что жизнь продолжается — в эксклюзивном интервью «Объективной газете»
— Принятие Налогового кодекса сейчас — самая обсуждаемая тема. Что Вы скажете по этому поводу?
— Я считаю, что само принятие этого Налогового кодекса и его обсуждение проходили крайне неверно, и принимать такой важный для бизнеса документ необходимо с условием консенсуса в обществе. Нужно убедить людей в том, что надо сделать, а нахрапом решать эту проблему невозможно. Следует учитывать, что главные действия не оттуда начинаются. Люди подспудно понимают, что пытаются не с тех взять, и это — тоже громадная ошибка. Поэтому то, что сейчас происходит — не купленные и не какие-то подставные акции, это, как принято у нас высокопарно говорить, «волеизъявление народа». А подобные акции всегда опасны для власти, так как они могут иметь любое продолжение. Недовольство удерживать в каких-то рамках — это одно, а когда оно переходит границы… Поэтому, испытывать терпение народа надо с большой осторожностью.
— А были ли «испытанием терпения народа» прошедшие местные выборы, к примеру, в Одессе?
— В Одессе было 116 иностранных наблюдателей, из них 96 — это группа наблюдателей — представителей 14-ти стран. Они провели пресс-конференцию в Одессе и в агентстве «Интерфакс» и написали отчет. Там написано много. Допустим, американский представитель написал, что побывал на выборах в Африке, но такого никогда не видел. И еще, мне кажется, очень красочно написал грузинский представитель, мол, мы, грузины, недовольны тем, как проходят у нас выборы при Саакашвили. Но если сравнивать с тем, что произошло в Одессе, то «Миша — чистый ангел».
А на самом деле выборы в Одессе не просто сфальсифицированы, они грубо, нагло и подло украдены. Причем, это касается не только выборов мэра города, это касается всего, что происходило на этих выборах. Это касается списков, это касается, в громадной степени, и мажоритарных депутатов. Это — обиды колоссального количества людей, даже тех, которые, может быть, и не могли выиграть в принципе. Но когда они чувствовали заведомо, уже заранее, что проиграют, тогда было ощущение игры в одни ворота. Причем делалось все с неописуемой наглостью, с обманом, с выходками, которые недостойны нормальных людей. Я не хочу много говорить, но это было что-то запредельное.
— Вы в политике, насколько я понимаю, далеко не новичок…
— Так сложилось, что в политике я уже 20 лет. Меня избрали председателем Жовтневого райсовета Одессы еще при советской власти, я единственный председатель в Одесской области не был членом КПСС. И мне довелось участвовать в разных выборах. Вот в 1998 году нас просто убивали, на меня было совершено несколько покушений, мне жизнь спасла «Альфа». Убили моего заместителя, убили начальника одного из управлений горсовета, тяжело ранили председателя избирательной комиссии. Но вот такой технологии, таких подлостей даже тогда не выдавалось!
— Вы смирились с тем, что уже не являетесь мэром Одессы?
— Знаете, мне 62 года. Я в 2006 году пообещал жене, что я точно не буду баллотироваться. У нас четверо детей и двое внуков. У меня два совсем маленьких ребенка — жена родила сына в 2008 году, а в 2010-м — дочку. Я обещал, что не буду баллотироваться, я не планировал баллотироваться…
— Но, тем не менее, Вы баллотировались?
— Партия регионов вместо того, чтобы подобрать нормального человека, которому можно было бы «сдать ключи», подобрала человека, по моему мнению, абсолютно недостойного, непригодного, который нанесет колоссальный вред Одессе. Это и подвигло меня баллотироваться. Меня и команда моя просила… Мы очень много старались для города сделать. И то, что это у нас сфальсифицировано, украдено вызывает чувство огорчения. Но лично для меня в этом ничего страшного не произошло.
— То есть, жизнь продолжается?
— Они (Партия регионов) собрали там (в Одесском горсовете) 70 голосов мажоритарщиков, они могут любого мэра уволить за одну минуту, у них есть 2/3 и так далее. Но при том, что я не собирался баллотироваться, лично для меня нет в этом ничего ни страшного, ни ужасного. Мне просто противно все это!
— Вернемся к Налоговому кодексу. Хотелось бы услышать прогноз от Эдуарда Гурвица: прислушается ли власть к голосам протестующих предпринимателей, будет ли принят этот Налоговый кодекс?
— Если власть не прислушается, она сделает громадную ошибку. И самая большая проблема для власти будет в том, что она не хочет учиться на уже сделанных ошибках.
— Представьте, что перед Вами сейчас Николай Азаров. Что бы Вы ему сказали?
— Ну, Азарову я бы рекомендовал немедленно уйти в отставку. Человек, который приезжает в Одессу, будучи Премьер-министром с рабочим визитом, и говорит абсолютно несуразные вещи, что в Одессе разруха, что в Одессе возле Оперного театра свалка, когда там идеальный порядок… Говорит, что там плохие дороги, когда сам подписал за три месяца до этого, что Одесса самый магистральный город из городов Украины… И когда в открытую называет фамилию претендента и говорит, мол, голосуйте, мы за это вам будем помогать… В любой нормальной цивилизованной стране такого Премьер-министра на следующий день поганой метлой бы выгнали.
— А представьте перед собой, например, Сергея Тигипко…
— Я ничего Тигипко не скажу. Меня удивило его настойчивое желание поддержать в Одессе Алексея Костусева (нынешний мэр Одессы) и прогнуться перед Партией регионов. Что, собственно, и привело к резкому снижению показателей его политической силы (партия «Сильная Украина»). И думаю, что попытки усидеть на двух стульях, что делает сейчас Тигипко, «сольют» его политическую карьеру.
— Чем планируете заниматься?
— То, как проходили выборы, показывает, что страна в сложной и даже опасной ситуации. Поэтому, я думаю над тем, что в этой ситуации делать.
— Эдуард Гурвиц останется в политике?
— Вообще-то, я, конечно, планировал бросить это дело. Но тот беспредел, который творился на выборах, подталкивает меня к тому, чтобы, все-таки, пока не уходить с поля боя.
— Сегодня в кулуарах Верховной Рады Вы популярны среди журналистов, как Бельмондо. Часто теперь будете здесь бывать?
— Нет, я здесь очень редко бываю. Может, потому, что меня здесь давно не видели, ко мне такой интерес. С 2006-го и до выборов 2010-го годов я вообще был в Киеве два раза. Ведь моя столица — Одесса!
Оксана Шкода, «Объективная газета».
Читайте также:
18.11.2010 | Правоохранительные органы
18.11.2010 | Международные отношения
Украина и Венесуэла решают вопрос передачи заключенных украинских моряков
18.11.2010 | Криминал
Одесская область: у женщины нашли марихуану, маковую соломку и героин
18.11.2010 | Криминал
18.11.2010 | Социальная сфера
За девять месяцев в Одесской области умерли 27,3 тысячи человек
18.11.2010 | Жилищно-коммунальное хозяйство