01.04.2010 | Культура
Юморина: в Саду скульптур Одесского литературного музея — пополнение
Сегодня в Саду скульптур Одесского литературного музея — пополнение: здесь открылся новый памятник — замечательному писателю Константину Паустовскому, одному из авторов знаменитого мифа об Одессе.
Появление нового «жильца» в этом уникальном одесском уголке, в Саду скульптур, не имеющем аналогов, — уже традиция, ставшая непременной частью Юморины. Каждый год 1 апреля сюда приходят те, для кого Одесса и одесская литература — неразделимы. Как неразделимы, к примеру, Ильф и Петров (Александру Ильиничну Ильф, доброго друга Одессы, нередко спрашивают: «А правда, что вы дочь Ильфа и Петрова?» — «Правда!» — гордо отвечает она). Или экипаж «Антилопы-гну». Или «триединый» «Одесский гений». Или Михаил Жванецкий и его портфель. Как неразделимы писатели, литературные персонажи и герои одесского фольклора. Ну и, конечно, читатели (известные и неизвестные) и книги, которые нельзя не читать!
Первый постоялец Сада скульптур появился здесь ровно 15 лет тому назад. Именно тогда была реализована идея создателя необычной экспозиции и ее постоянного вдохновителя Леонида Липтуги. Начало будущему парку положило «монументальное воплощение» вечного героя одесских анекдотов — Рабиновича. Изваял его знаменитый грузинский кинематографист, скульптор и кукольник Резо Габриадзе, добрый и мудрый человек. А вот открывали первый памятник дважды. Тогда, в 1995-м, погода выкинула свою собственную первоапрельскую шутку: обрушился снегопад, Михаил Жванецкий и другие звездные гости церемонии, пробивавшиеся сквозь непогоду, к началу не поспели. Так что открытие пришлось повторить. Но недовольных сим фактом, помнится, не было…
Из года в год экспозиция Сада пополнялась все новыми персонажами, часто будучи «впереди планеты всей». Так, памятник Неизвестному читателю, воссоздающий облик знаменитого монумента на Екатерининской площади, появился здесь до того, как
До сих пор памятника Паустовскому не было ни в Москве, где он родился, ни в Киеве, где учился, ни в Тарусе, которую сделал известной всему читающему миру. Нет памятника ни в одном из городов, описанных в автобиографической «Книге странствий». Не было и в Одессе, которой писатель в середине 60-х годов прошлого века вернул саму Одессу — Одессу бурных двадцатых, Одессу, где жили те, кто творил легенду об этом городе и сам становился частью легенды. «Душевным чистым голосом подпевает им Паустовский, попавший на Пересыпь к мельнице Вайнштейна и необыкновенно трогательно притворяющийся, что он на тропиках. Впрочем, и притворяться нечего. Наша Пересыпь, я думаю, лучше тропиков», — так писал Исаак Бабель.
«Время больших ожиданий» Константина Паустовского — его воспоминания об одесской молодости — стало для одесситов своего рода мостиком туда, где ехали в трамвае Ильф и Петров, где на Ришельевской угол Жуковского светились окна бабелевской квартиры, где можно было услышать: «Оставьте вашу шмекерию», «Опять эта хипесница завела свою шарманку!», «Чтоб я не дошел туда, куда я иду», «Деньги режьте сами!»…
Эту книжку некогда «разобрали на цитаты». А цитаты сегодня, к открытию памятника, «разобрали на лозунги» — крылатые фразы Паустовского стали украшением Сада скульптур. Встречали «новосела» «ожившие старожилы». Традиционное театрализованное представление, решенное в стилистике 20-х годов, викторины, розыгрыши призов — все это тоже непременная часть праздника, на который с философской мудростью взирал Константин Паустовский, изображенный в виде сфинкса, все в этой жизни ведающего и хранящего тайное знание: о мире, о людях, об Одессе.
Читайте также:
01.04.2010 | Экономика
01.04.2010 | Культура
Юморина: в Одессе открылась фотовыставка «Мир уцелел, потому что смеялся»
01.04.2010 | Криминал
Одесская область: арестованы работники милиции, применявшие пытки
01.04.2010 | Криминал
01.04.2010 | Город