Регби
Регби

16.06.2010 | Конфликт

Алексей Ботвинов: Одесскую оперу ожидает «молдавский секонд-хенд»

«Театр абсурда превосходит самые нелепые предположения», — так прокомментировал ситуацию в Одесском национальном академическом театре оперы и балета музыкант Алексей Ботвинов.

Известный пианист, ранее заявивший, что слагает с себя полномочия исполняющего обязанности художественного руководителя театра, в своем Интернет-блоге дал оценку первым инициативам нового руководства. Напомним: вчера стало известно, что после принятия отставки прежнего и.о. директора театра Анатолия Дуды на эту должность назначен Николай Криворучко, прежде заведовавший хозяйственной частью Оперы.

«Сегодня мне сообщили о вчерашнем заседании коллегии в Оперном под началом нового директора г-на Криворучко, — пишет А. Ботвинов. — Первое решение — поставить «свою», правильную, традиционную, «сказочную» Турандот. То есть, та, что прошла несколько раз при аншлагах и огромном зрительском успехе — «не наша». Сразу вспоминается советская пропаганда — «наши» и буржуазные, «не наши». Враги, в общем. Значит все потраченные деньги, усилия, огромная работа всего коллектива — на свалку».

«Эти разговоры г-жи Холденко (Светлана Холденко — заместитель директора, которую называют «теневым руководителем» театра — прим. ред.) о традиционной, «сказочной» постановке Турандот уже вылились в поистине потрясающее предложение дирижера А. Самуилэ (еще в начале апреля) — взять бу декорации и костюмы из Кишиневского театра», — добавляет музыкант.

Он также отметил, что работники одесского театра, которые «не пребывают в невиданном энтузиазме» и пытаются выступить против линии нынешнего руководства, «немедленно изгоняются из Оперного».

«Скоро вместо нашего европейского, современного спектакля «Турандот» будет принят в репертуар молдавский секонд-хенд, — прогнозирует А. Ботвинов. — Все как в «старые добрые времена». Вот так весело, быстро, с приветственными возгласами уничтожаются ростки нормального современного искусства. И забиваются гвозди в гроб оперы на Украине».

Напомним: с марта 2009 года, когда из Оперного уволился тогдашний директор Юрий Петренко, «смена власти» в театре сопровождалась громкими скандалами. Так было как в случае с экс-директором — художественным руководителем учреждения Сергеем Проскурней, так и с недавним и.о. директора Анатолием Дудой.

На минувшей неделе стало известно, что А. Дуда подал заявление об уходе по собственному желанию. 12 июня была обнародована информация о том, что его отставка принята. Об этом сообщил в Одессе министр культуры Михаил Кулиняк — после встречи с коллективом театра, прошедшей за закрытыми дверями (прессу не допустили). По словам чиновника, ведомство рассматривает ряд кандидатур на должность директора Оперы. Не исключено, что это будет специалист из другого города, сказал М. Кулиняк. Министр пообещал лично представить нового руководителя коллективу — в ходе следующего визита в Одессу.

Фамилий претендентов глава Минкульта не назвал. Между тем, по версии издания «Зеркало недели», их двое: «опытный чиновник и управленец из Одессы» (начальник регионального управления культуры, — прим. ред.) Н. Бабич и «опытный чиновник и управленец из Киева» А. Музыченко. «Последний как бы человек «из сферы влияния» нынешнего замдиректора (Светланы Холденко, которую называют «теневым директором» Оперы, — прим. ред.). Что, очевидно, предполагает сохранение прежних «схем» в этом скандальном театре», — пишет Олег Вергелис в послесловии к материалу «Режиссер Кристиан фон Гетц: «Интриги были... Одесскую оперу нужно срочно спасать».

Напомним: незадолго до своей отставки исполняющий обязанности директора театра А. Дуда и и. о. художественного руководителя Алексей Ботвинов обнародовали совместное заявление. В нем авторы обратились к властям страны и города с просьбой «занять жесткую позицию и навести порядок» в театре. «Мы не можем двигаться вперед, поскольку нам самим не под силу разрешить конфликт с «темными силами» в театре», — признали руководители учреждения.

Очередной скандал в театре возник вокруг премьеры оперы Джакомо Пуччини «Турандот» — самой ожидаемой постановки нынешнего сезона, накануне показа оказавшейся под угрозой срыва. Назвав ситуацию «настоящим бунтом» и саботажем, А. Ботвинов заявил, что снимает с себя полномочия худрука. По его словам, инициаторами скандала, направленного как против него лично, так и против известного немецкого режиссера Кристиана фон Гетца — постановщика «Турандот», стала группа сотрудников во главе с заместителем директора Светланой Холденко и дирижером Александром Самуилэ.

Без ведома режиссера-постановщика они потребовали от А. Дуды изменить основной актерский состав спектакля. Замдиректора запретила пускать худрука и режиссера в театр. Кроме того, немецкий постановщик с супругой были спешно выселены из квартиры, арендованной для них театром.

Режиссер обратился за помощью к дипломатам из Германии, а те, в свою очередь, за разъяснениями — к С. Холденко. Объяснение свелось к следующему: одного из самых востребованных режиссеров Европы не пустили в театр, опасаясь, что он… повредит декорации. «Этот финал — самое худшее, что вообще могло произойти в театре», — резюмировал К. фон Гетц. А А. Ботвинов спрогнозировал, что теперь «ни один приличный зарубежный режиссер не поедет в Одесский оперный». После вмешательства Министерства культуры премьера все-таки состоялась, пройдя с большим успехом.

Между тем экс-руководитель театра Сергей Проскурня, ранее скандально смещенный с этой должности, считает положение дел в Оперном «закономерным». «Очевидно, что господин Ботвинов находится в такой же ситуации, как и я, вплоть до того, что его родной человек, отчим (А. Дуда, — прим. ред.), принял сторону воинствующих консерваторов. Все, что было до сегодняшнего дня, — затянувшаяся случайность. В октябре 2009 года коллегия Министерства не рекомендовала господина Ботвинова на пост руководителя театра. Это зеркальная композиция, только ситуация Ботвинова хуже, чем моя. Обречен любой человек, попадающий в эту среду», — цитирует С. Проскурню Интернет-газета «Взгляд из Одессы».

Тем временем до сих пор не поставлена точка и в истории собственных отношений киевлянина с Оперным. Обязанности генерального директора — художественного руководителя театра С. Проскурня исполнял с апреля прошлого года. 30 июня был утвержден в должности.

Часть коллектива, включая ряд ведущих солистов, недовольная политикой нового начальника в кадровых и творческих вопросах, потребовала увольнения киевлянина. И добилась этого после встречи с Премьером Юлией Тимошенко. Она назначила Народного артиста Украины, солиста театра Анатолия Дуду и. о. директора театра. 14 июля соответствующий приказ подписал министр культуры Василий Вовкун.

В свою очередь, С. Проскурня заявил, что попросит Генеральную прокуратуру и Министерство внутренних дел проверить административно-хозяйственную деятельность «храма муз». Представители коллектива, поддерживающие киевлянина, утверждают, что располагают фактами, которые можно трактовать не только как нарушения финансовой дисциплины, но и как «деяния с признаками преступных».

Ответственность за происходящее, по мнению этой части труппы, лежит на замдиректора учреждения по основной деятельности С. Холденко. В частности, речь шла о том, что исчезла значительная часть музыкальных инструментов, полученных театром к открытию после реконструкции. Множество нарушений накопилось в связи с «левыми» спектаклями — прежде всего, с одноактными балетами для иностранных туристов с теплоходов, заходивших в Одессу. «Определенную часть маститых артистов, работников театра такое положение дел вполне устраивало, так как обеспечивало безбедное существование им, женам и приближенным», — уверены сторонники С. Проскурни.

Сам же экс-руководитель обратился в Приморский районный суд — с иском, в котором требует восстановления в должности гендиректора — художественного руководителя. Иск предъявлен Министерству культуры и туризма и театру.

Информагентство "Вiкна-Одеса"

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат