Регби
Регби

21.05.2010 | Скандал

Страсти по Опере: в одесском театре — громкий скандал

В Одесском национальном академическом театре оперы и балета — новый громкий скандал. Накануне анонсированной на 22 мая премьеры оперы Джакомо Пуччини «Турандот» постановка оказалась под угрозой срыва.

Об этом сообщил сегодня на пресс-конференции исполняющий обязанности художественного руководителя театра Алексей Ботвинов. Назвав сложившуюся ситуацию «настоящим бунтом» и саботажем, он заявил, что снимает с себя полномочия худрука Одесской оперы.

По словам А. Ботвинова, инициаторами скандала, направленного как против него лично, так и против немецкого режиссера Кристиана фон Гетца — постановщика «Турандот», стала группа сотрудников во главе с заместителем директора театра Светланой Холденко и дирижером Оперного Александром Самуилэ.

Без ведома режиссера-постановщика они потребовали от исполняющего обязанности директора театра Анатолия Дуды изменить основной актерский состав спектакля. Кристиан фон Гетц с этим требованием не согласился. Режиссер пояснил, что следуя принятой на Западе практике, заявил свои авторские права на постановку. Однако угроза срыва премьеры, которую он считает очень важной для одесского театра, где «развитие остановилось 100 лет назад», заставила немца пересмотреть свое решение.

Между тем сегодня, когда в театре должна была состояться генеральная репетиция «Турандот», и. о. художественного руководителя и режиссера из Германии попросту не пустили в театр — по информации А. Ботвинова, так распорядилась замдиректора. Доступ был закрыт и артистам из первоначального состава спектакля. Кроме того, А. Ботвинов сообщил, что накануне К. фон Гетц с женой были в спешном порядке выселены из квартиры, арендованной для них театром. На сборы дали лишь три часа. Супруги переселились в гостинцу «Лондонская».

Постановщик обратился за помощью к немецким дипломатам, а те, в свою очередь, за разъяснениями — к С. Холденко. Объяснение свелось к следующему: одного из самых востребованных режиссеров Европы не пустили в одесский театр, опасаясь, что он… повредит декорации. «Этот финал — самое худшее, что вообще могло произойти в театре», — резюмировал К. фон Гетц. А А. Ботвинов спрогнозировал, что теперь «ни один приличный зарубежный режиссер не поедет в Одесский оперный».

И. о. директора Оперного А. Дуда ситуацию не комментирует: в связи с последними событиями его самочувствие ухудшилось, руководитель находится на больничном. А экс-директор театра Сергей Проскурня, скандально смещенный с этой должности, считает положение дел вокруг оперы «Турандот» «закономерным».

«Очевидно, что господин Ботвинов находится в такой же ситуации, как и я, вплоть до того, что его родной человек, отчим (А. Дуда, — прим. ред.), принял сторону воинствующих консерваторов. Все, что было до сегодняшнего дня, — затянувшаяся случайность. В октябре 2009 года коллегия Министерства не рекомендовала господина Ботвинова на пост руководителя театра. Это зеркальная композиция, только ситуация Ботвинова хуже, чем моя. Обречен любой человек, попадающий в эту среду», — цитирует С. Проскурню Интернет-газета «Взгляд из Одессы».

Он также выразил мнение, что «спасти» премьеру еще возможно и обещал доложить о сложившейся ситуации министру культуры (С. Проскурня сегодня находится в Киеве). «Здесь должно выступить Министерство, которому подчиняется театр», — считает известный режиссер и продюсер. Однако при этом добавил, что многое будет зависеть и от К. фон Гетца. «Он не идет на компромиссы» — отметил С. Проскурня.

Напомним: до сих пор не поставлена точка и в истории его собственных отношений с Оперным. Обязанности генерального директора — художественного руководителя театра С. Проскурня исполнял с апреля прошлого года. 30 июня он был утвержден в должности. Часть коллектива, включая ряд ведущих солистов, недовольная политикой нового начальника в кадровых и творческих вопросах, потребовала увольнения киевлянина. И добилась этого после встречи с Премьером Юлией Тимошенко. Она назначила Народного артиста Украины, солиста театра Анатолия Дуду и. о. директора театра. 14 июля соответствующий приказ подписал министр культуры Василий Вовкун.

В свою очередь, С. Проскурня заявил, что попросит Генеральную прокуратуру и Министерство внутренних дел проверить административно-хозяйственную деятельность «храма муз». Представители коллектива, поддерживающие киевлянина, утверждают, что располагают фактами, которые можно трактовать не только как нарушения финансовой дисциплины, но и как «деяния с признаками преступных».

Ответственность за происходящее, по их мнению, лежит на заместителе директора учреждения по основной деятельности С. Холденко («теневом директоре»). В частности, речь идет о том, что исчезла значительная часть музыкальных инструментов, полученных театром к открытию после реконструкции. Множество нарушений накопилось в связи с «левыми» спектаклями — прежде всего, с одноактными балетами для иностранных туристов с теплоходов, заходивших в Одессу. «Определенную часть маститых артистов, работников театра такое положение дел вполне устраивало, так как обеспечивало безбедное существование им, женам и приближенным», — уверены сторонники С. Проскурни.

Сам же экс-руководитель обратился в Приморский районный суд — с иском, в котором требует восстановления в должности генерального директора — художественного руководителя одесской Оперы. Иск предъявлен Министерству культуры и туризма Украины и Одесскому национальному академическому театру оперы и балета.

Информагентство "Вiкна-Одеса"

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат