26.05.2010 | Скандал

Страсти по Опере: в одесском театре — новый виток скандала

С просьбой к властям страны и города «занять жесткую позицию и навести порядок» в Одесском национальном театре оперы и балета обратились руководители учреждения.

Речь об этом идет в совместном заявлении, которое распространили исполняющий обязанности директора Оперного Анатолий Дуда и и. о. художественного руководителя Алексей Ботвинов. По их мнению, должна быть создана специальная комиссия, которая даст оценку работе театра и либо «сделает соответствующие организационные выводы, либо на должность генерального директора будет поставлен опытный авторитетный управленец».

ИА «Новый Регион» приводит слова авторов заявления, которые признаются, что «не являясь хозяйственными деятелями, аппаратчиками и управленцами, оказались не готовы к подковерным интригам, саботажу и к откровенным угрозам». Интриги и угрозы, по словам А. Дуды и А. Ботвинова, исходят от «людей, которые на протяжении долгих лет являются теневыми руководителями, контролируют финансовые потоки в театре, определяют кадровые назначения», а сам Оперный рассматривают не как «творческую лабораторию и гордость Одессы», а лишь как удобную «кормушку».

Напомним: новый скандал в одесском театре возник вокруг премьеры оперы Джакомо Пуччини «Турандот» — самой ожидаемой постановки нынешнего сезона, накануне показа оказавшейся под угрозой срыва. Назвав сложившуюся ситуацию «настоящим бунтом» и саботажем, А. Ботвинов заявил, что снимает с себя полномочия худрука Одесской оперы. По его словам, инициаторами скандала, направленного как против него лично, так и против известного немецкого режиссера Кристиана фон Гетца — постановщика «Турандот», стала группа сотрудников во главе с заместителем директора театра Светланой Холденко и дирижером Оперного Александром Самуилэ.

Без ведома режиссера-постановщика они потребовали от исполняющего обязанности директора театра А. Дуды изменить основной актерский состав спектакля. Замдиректора запретила пускать художественного руководителя и режиссера в театр. Кроме того, немецкий постановщик с супругой были спешно выселены из квартиры, арендованной для них театром.

Постановщик обратился за помощью к немецким дипломатам, а те, в свою очередь, за разъяснениями — к С. Холденко. Объяснение свелось к следующему: одного из самых востребованных режиссеров Европы не пустили в одесский театр, опасаясь, что он… повредит декорации. «Этот финал — самое худшее, что вообще могло произойти в театре», — резюмировал К. фон Гетц. А А. Ботвинов спрогнозировал, что теперь «ни один приличный зарубежный режиссер не поедет в Одесский оперный».

После вмешательства Министерства культуры премьера все-таки состоялась. Однако, инцидент вряд ли можно назвать исчерпанным. Во всяком случае в своем заявлении А. Дуда и А. Ботвинов отмечают, что «мы не можем двигаться вперед, поскольку нам самим не под силу разрешить конфликт с «темными силами» в театре».

Между тем экс-руководитель театра Сергей Проскурня, скандально смещенный с этой должности, считает положение дел в Оперном «закономерным». «Очевидно, что господин Ботвинов находится в такой же ситуации, как и я, вплоть до того, что его родной человек, отчим (А. Дуда, — прим. ред.), принял сторону воинствующих консерваторов. Все, что было до сегодняшнего дня, — затянувшаяся случайность. В октябре 2009 года коллегия Министерства не рекомендовала господина Ботвинова на пост руководителя театра. Это зеркальная композиция, только ситуация Ботвинова хуже, чем моя. Обречен любой человек, попадающий в эту среду», — цитирует С. Проскурню Интернет-газета «Взгляд из Одессы».

Напомним: до сих пор не поставлена точка и в истории его собственных отношений с Оперным. Обязанности генерального директора — художественного руководителя театра С. Проскурня исполнял с апреля прошлого года. 30 июня он был утвержден в должности.

Часть коллектива, включая ряд ведущих солистов, недовольная политикой нового начальника в кадровых и творческих вопросах, потребовала увольнения киевлянина. И добилась этого после встречи с Премьером Юлией Тимошенко. Она назначила Народного артиста Украины, солиста театра Анатолия Дуду и. о. директора театра. 14 июля соответствующий приказ подписал министр культуры Василий Вовкун.

В свою очередь, С. Проскурня заявил, что попросит Генеральную прокуратуру и Министерство внутренних дел проверить административно-хозяйственную деятельность «храма муз». Представители коллектива, поддерживающие киевлянина, утверждают, что располагают фактами, которые можно трактовать не только как нарушения финансовой дисциплины, но и как «деяния с признаками преступных».

Ответственность за происходящее, по их мнению, лежит на заместителе директора учреждения по основной деятельности С. Холденко («теневом директоре»). В частности, речь идет о том, что исчезла значительная часть музыкальных инструментов, полученных театром к открытию после реконструкции. Множество нарушений накопилось в связи с «левыми» спектаклями — прежде всего, с одноактными балетами для иностранных туристов с теплоходов, заходивших в Одессу. «Определенную часть маститых артистов, работников театра такое положение дел вполне устраивало, так как обеспечивало безбедное существование им, женам и приближенным», — уверены сторонники С. Проскурни.

Сам же экс-руководитель обратился в Приморский районный суд — с иском, в котором требует восстановления в должности генерального директора — художественного руководителя одесской Оперы. Иск предъявлен Министерству культуры и туризма Украины и Одесскому национальному академическому театру оперы и балета.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки