26.07.2018 | Конфликт
Бетон вместо дерева: скандал вокруг реставрации одесского памятника
В центре скандала оказался одесский памятник архитектуры национального значения, одна из визитных карточек города – бельведер-колоннада Воронцовского дворца.
Возмущение и резкую критику вызвали работы, которые проводились здесь минувшей ночью. К колоннаде, которая с 2017 года находится в процессе реставрации, подъехала бетономешалка. Строители начали заливку бетона на антаблементе (балочном перекрытии, горизонтальной части бельведера, лежащей на колоннах). Это связано с тем, что генподрядчик реставрации – компания «Одессакоммунэкология» – решила заменить подгнившие деревянные балки сооружения на железобетонные.
«Жители проснулись, вышли и застали такую картину: около десятка рабочих заливают бетоном крышу колоннады. Была вызвана полиция, стали подъезжать общественные активисты, фиксировавшие происходящее, – так на своей
Изначально – по проекту реставрации, который прошел экспертизу и согласования в Министерстве культуры, речь шла о замене старых балок, сработанных в свое время из цельных массивов дерева, также на деревянные. Этого в компании не отрицают. Но, как пояснил главный инженер проекта Сергей Тихонюк, для такой замены требуются балки, выполненные из отборной сосны или лиственницы, размером 350 x 350 мм и 360 x 370 мм в пересечении, длиной 6 000 мм, плотностью 7 – 9 колец на 1 см, без сучков и трещин.
В Украине, утверждает С. Тихонюк, таких нет, их можно было бы только закупить за границей, что «серьезно повлияло бы на стоимость и сроки выполнения работ». Исходя из этого, и принималось решение о замене дерева на железобетон.
Почему бетономешалки подогнали к колоннаде ночью, пояснил представитель «Одессакоммунэкологии» Максим Игнатьев. По его словам, днем центр города и без того перегружен транспортом, а для проезда по Приморскому бульвару тяжелой техники необходимо специальное разрешение. Кроме того, реставраторы зависят от наличия свободных машин у поставщиков бетона.
М. Игнатьев также заявил, что «решение, которое приняли проектировщики, устраняет ошибку, допущенную при графе Воронцове при строительстве колоннады».
«Угол наклона кровли, на котором был уложен сланец, не соответствует технологии укладки… В результате в ветреную погоду и при осадках под сланец затекала влага. Она попадала через кладку на деревянные балки, они прогнили, что привело их в негодность», – рассказал представитель генподрядчика.
Он также заверил, что «замена балок не нарушает аутентичности объекта», а новый проект получил все согласования и разрешения, без которых работы на памятнике государственного значения невозможны.
М. Игнатьев добавил, что технику предстоит еще раз завести к колоннаде: когда начнут восстанавливать кладку антаблемента, нужно будет поднять и установить на железобетонную кладку тяжелые камни. Остальное можно поднимать вручную.
Что же касается сроков, то подрядчик заверил, что постарается выполнить работы «в максимально короткие сроки без потери качества».
Между тем, критики «откорректированного» проекта заявляют, что замена дерева на бетон в случае с реставрацией колоннады недопустима.
«Для тех, кто искренне симпатизирует бетону и считает, что уместно дискутировать на бытовом уровне, какая разница между бетонной заливкой и деревянной основой жесткого верхнего диска, которая ранее гасила все вибрации: теперь вся нагрузка конструкции колоннады ляжет на колонны, что приведет к их разрушению в течение нескольких ближайших десятилетий, – пояснила С. Подпалая. – Для тех же, кто недоумевает, почему нельзя подтираться проектом, утвержденным Министерством культуры: деревянные балки, кроме аутентичности материально-технической структуры, несут необходимую для сохранности сооружения функциональную нагрузку».
«Ночная заливка бетона увенчала псевдореставрацию памятника, последствия которой уже оценены специалистами, как уничтожение бельведера как памятника архитектуры», – резюмировала общественница.
Является памятником архитектуры национального значения. Комплекс включает главное здание усадьбы, бельведер-колоннаду, манеж, хозяйственное крыло и Орловский корпус (разрушен бомбой в 1941 году; также в годы войны был уничтожен Зимний сад).
В 1935-1936 годы главное здание было преобразовано во Дворец пионеров. Его восстановление и реконструкция проводились после Второй мировой войны и в 1986-1988-м – после пожара.
В последующие годы в Воронцовском дворце при содействии меценатов проводили только текущий ремонт кровли и фасадов.
Как ранее
26.07.2018 | Криминал
Надругательство над ребенком: в Черноморске задержан подозреваемый в педофилии (видео)
20.03.2025.
О больших бутылках и других украшениях Приморского бульвара

Расставлять по Одессе макеты стеклотары придумали на заводе шампанских вин. На промышленной выставке 1910 года в Александровском парке павильон этого завода венчала огромная бутылка (фото 1). Потом эта бутылка торчала над Французским бульваром, спрятанная за заводским забором. В 1928 году, во время съемок фильма «Человек с киноаппаратом», бутылка из-под шампанского (вероятно, уже другая) опять попала в кадр: оператор ее увидел на бульваре Фельдмана, как тогда называли Приморский бульвар (фото 2).
В 2008 году недалеко от памятника Ришелье снова появилась бутылка. Она рекламировала местное вино (фото 3). На следующий год перед Дюком построили огромный куб из полупрозрачной ткани (фото 4) — это тоже была своеобразная реклама одного из городских музеев: получить разрешение что-то поставить на Приморском бульваре считалось престижным.
Первый памятник здесь появился в 1828 году — это была бронзовая статуя одесского градоначальника Ришелье, которая стала и самым первым памятником в городе (фото 5). Второй памятник на бульваре появился в 1889 году, когда на шикарный постамент горожане поставили бюст поэта Пушкина (фото 6). Через 90 лет тут появился третий памятник — родившему в Одессе ученому-ракетостроителю Валентину Глушко. Его разместили на небольшой площади в самом начале бульвара (фото 7).
читати повністю