18.04.2012 | Скандал

Новый скандал вокруг аэропорта: одесситы будут пикетировать мэрию

На завтра, 19 апреля, намечена акция протеста у Одесской мэрии. Поводом стал проект решения об огромном кредите для международного аэропорта «Одесса», внесенный в повестку дня сессии горсовета.

Авторами проекта выступили представители фракции Партии регионов в городском собрании Юрий Преснов, Марина Клюева, Олег Дудник и Павел Вугельман. Как ранее сообщалось, речь идет о займе в 116 млн. долл. под 11% годовых. При этом гарантом возвращения денег должен выступить горсовет.

«В переводе на нормальный язык это означает, что компания, которая обещала вложить в реконструкцию аэропорта необходимые средства, хочет получить эти деньги за счет городского бюджета», — так оценил инициативу «регионалов» председатель областной организации партии «УДАР Виталия Кличко» Сергей Рахубенко.

Если городу и стоит обращаться к практике заимствования средств, то только в том случае, когда кредиты привлекаются для решения «более насущных для Одессы и одесситов проблем — социальных, гуманитарных, жилищно-коммунальных», уверен политик. Проект же решения по аэропорту, констатировал С. Рахубенко, направлен на то, чтобы «финансировать за наш счет частную компанию с сомнительной репутацией».

«В этом плане Украина — уникальное государство! Во всем мире инвестор приходит со своими деньгами и вкладывает их в тот или иной проект на заранее оговоренных условиях. У нас — всё наоборот: можно создать липовую фирму с символическим уставным фондом в 1 тыс. грн. и получить право эксплуатировать вполне успешное предприятие, получая с него миллионные прибыли. А при достаточной наглости можно еще и получить кредит под гарантии города, причем кредит очень немаленький. Кто будет расплачиваться и за кредит, и за проценты? Конечно же, одесситы, то есть мы с вами. При том, что Одесса и так по уши в долгах. Поэтому мы считаем, что должны сделать всё, чтобы не допустить подобной «благотворительности» мэрии», — заявил глава областной организации «УДАРа».

Он также отметил, что политическая сила поддерживает инициированный организацией «Общественный контроль дорог» митинг на Думской площади и примет в нем активное участие. К акции, которая начнется в 9:00, призывают присоединиться «всех неравнодушных к судьбе города одесситов».

Скандальный резонанс вокруг Одесского аэропорта возник далеко не впервые. Напомним: летом прошлого года депутатское большинство в горсовете приняло одно из самых сомнительных своих решений — о передаче международного аэропорта «Одесса» из коммунальной собственности «частной фирме с уставным фондом в 1 тыс. грн. и штатом из одного сотрудника».

Как подчеркивает в своем расследовании киевский журнал «Фокус», одесские власти «пошли сложным и невыгодным городу путем. После того как две зарубежные компании — претенденты в инвесторы (реконструкции аэропорта, — прим. ред.) — по непонятным причинам не подтвердили участие в конкурсе, по распоряжению мэра Одессы Алексея Костусева победа автоматически досталась ООО «Одесса аэропорт девелопмент». Затем частная компания и городское коммунальное предприятие «Международный аэропорт «Одесса» создали одноименное СП, 75% в уставном фонде которого досталось частной структуре».

«От такой сделки «Одесса аэропорт девелопмент» получила максимум. По словам сотрудников аэропорта и оппозиционеров в Одесском горсовете, сейчас весь доход от технического сопровождения самолетов, услуг для пассажиров, аренды площадей, парковки и т. д. идет в карман бизнесменам. С приходом нового собственника на территории аэровокзала появились две автомобильные стоянки, выросли тарифы на аренду торговых точек и уже анонсировано открытие третьего duty free.

И хотя раскрывать реальные прибыли новые собственники отказываются, если верить официальной статистике, в 2011 году доход аэропорта составил 18 млн. долл. — речь идет о шестизначных суммах. Если же ей не верить, то цифры получаются еще более внушительными», — пишет «Фокус».

Издание также напоминает, что в обмен на обещания реконструировать аэропорт и будущие инвестиции в размере 180 млн. долл. горсовет передал ООО «Одесса аэропорт девелопмент» большую часть аэропорта и всю его потенциально прибыльную инфраструктуру. «В коммунальной собственности остались лишь взлетно-посадочная полоса и четвертая часть в уставном фонде созданного на базе аэропорта совместного предприятия. Но исполнять условия инвестиционного договора фирма с непонятной структурой собственников и отсутствием опыта работы в гражданской авиации не спешит».

Между тем в феврале компании было дано разрешение на разработку проектов отвода земли общей площадью 30 га. Речь идет о двух участках: один из них — в 21,7 га — выделяется для строительства и эксплуатации пассажирского терминала, второй — под склад горюче-смазочных материалов.

Депутат Игорь Димитриев в ходе сессии, принявшей это решение, отметил, что таких льгот, как данное ООО, в Одессе не имеет никто. В частности, компания освобождается от уплаты долевого участия в развитие инфраструктуры города. Депутат Дмитрий Спивак подчеркнул: «Все решения по аэропорту проводятся таким образом, что создается нездоровый накал в обществе». А депутат Александр Шеремет добавил, что частники «откусывают от аэропорта кусок за куском».

Что же до вынесенном на завтрашнюю сессию проекта решения о кредите, то, по мнению депутата областного совета, экономиста Николая Шутова, он «абсурден». «Под «честным словом» мэрии имеется в виду реальное финансовое поручительство. Если кредит или его проценты не отдаются вовремя, то банк подает в суд и отчуждает имущество. Ввиду того, что «взлетку» по закону нельзя передать в частные руки, то, вероятно, если кредит не погасят, кредитору по суду перейдет здание аэропорта. Эта схема приватизации сейчас очень распространена. В договоре о создании ООО «Одесса аэропорт девелопмент» оговаривалось, что частники, а не мэрия, будут привлекать инвестиции. Иначе зачем тогда нужен инвестор? Может, чтобы потом выступить покупателем имущества разорившегося поручителя?» — сказал специалист в своем комментарии газете «Сегодня».

Справка. Одесский аэропорт располагается на земельном участке площадью 570,3 га. Основные сооружения предприятия возведены в 1960 – 1961 годах. В 1982-м был построен грузовой терминал (обеспечивает обработку 30 т грузов в сутки). Длина взлетно-посадочной полосы — 2,8 км, ширина — 56 м. Суммарная пропускная способность аэровокзального комплекса — 400 пассажиров в час. Аэропорт обеспечивает полеты воздушных судов около 20 отечественных и зарубежных авиакомпаний в 60 стран.

В 2011 году аэропорт обслужил 824,3 тыс. пассажиров, установив собственный рекорд последних 20 лет. По итогам работы за первый квартал 2012 года международный аэропорт «Одесса» обслужил 151,4 тыс. пассажиров (на 17,1% больше, чем за аналогичный период 2011-го). Пассажиропоток на международных рейсах увеличился на 9,3%, на внутренних — на 57%. Количество выполненных рейсов составило 2 667. В первом квартале в аэропорту было обработано 693,6 т грузов, что в 2,4 раза больше показателей минувшего года.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

Читайте также:

СМИ: техническое состояние Одесского аэропорта — критическое

Одесский аэропорт — вновь в центре скандала

Официально: Одесский аэропорт «имел отношения» с конвертцентром

Передача Одесского аэропорта в частные руки — это «скрытая приватизация по дешевке»

Одесские депутаты не захотели возвращаться к вопросу о передаче аэропорта в частные руки

Вице-премьер Борис Колесников не знает, кому передан Одесский аэропорт

Одесский аэропорт отдали частной фирме с уставным фондом в тысячу гривен и штатом из одного сотрудника

18.04.2012 | Чрезвычайное происшествие

Одесская область: в пруду утонул инвалид

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки