08.07.2011 | Скандал

Одесский аэропорт отдали частной фирме с уставным фондом в тысячу гривен и штатом из одного сотрудника

Депутатское большинство в Одесском городском совете «сделало неоправданно роскошный подарок таинственной фирме с весьма сомнительным финансовым положением».

Так прокомментировал решение сессии горсовета об определении доли города в ООО «Международный аэропорт «Одесса» и вклада одноименного КП в совместную деятельность» депутат Александр Шеремет (фракция «Сильная Украина»). Напомним: городские власти «с целью надлежащей организации реконструкции и развития» аэропорта, находящегося в коммунальной собственности (то есть, принадлежащего громаде Одессы), решили создать общество с ограниченной ответственностью.

Речь об этом шла на заседании горисполкома 17 июня. Тогда же была озвучена информация о том, что доля города во вновь создаваемом ООО составит 22,1% (102 млн. 95 тыс. 960 грн.). Остальное — соответственно, 77,9% уставного капитала — отведено компании «Odessa Airport Development». Как заявил вице-мэр Одессы Николай Ильченко, инвестор внесет в уставный капитал 260 млн. грн. (общий объем капитала — 462,096 млн. грн.), а также инвестирует в реконструкцию аэропорта 180 млн. долл.

Кому принадлежит «Odessa Airport Development» и есть ли у фирмы опыт реализации аналогичных проектов, в мэрии не сообщили. Ничего не смогли сказать о компании и эксперты, к которым за комментариями обратилось издание «Коммерсантъ». Один из них — партнер юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко — назвал предложенную долю города «символической», отметив, что владея 22,1% уставного фонда, власть не сможет влиять на принятие важных решений. «Скорее всего, на других условиях инвестор не захотел входить в проект — у бизнеса нет доверия к нашим государственным и коммунальным органам. Инвестор хочет управлять своими активами самостоятельно», — добавил собеседник «Ъ».

«Сейчас готовится правительственный законопроект, в котором будут четко прописаны механизм и правила передачи аэропортового хозяйства частному инвестору. Вероятно, городские власти спешат передать имущество аэропорта до того, как закон будет принят», — предположила Ирина Кава, эксперт Центра политического и экономического анализа.

Вопрос о том, что же представляет собой партнер, выбранный городскими властями, прояснился в ходе сессии горсовета, передает корреспондент информационного агентства «Вікна-Одеса». Вопреки уже складывающейся традиции одесского городского собрания — принимать решения без обсуждения — часть депутатов, противников передачи коммунальной собственности и имущественных прав в частные руки, настояла на том, чтобы озвучить свою позицию. А. Шеремет вышел на трибуну и отказался уходить, пока не дадут слово. Его коллега по фракции Александр Ищенко отметил, что принятие проектов решения без обсуждения противоречит решению сессии. А депутат Сергей Бовбалан (фракция партии «Родина») добавил, что результаты такого голосования можно опротестовать в суде.

На это мэр Алексей Костусев ответил, что он «ни при чем», а не обсуждать вопросы «решили сами депутаты». «Если вы хотите задать вопрос, пройдите на свое место и задавайте. Так невежливо, вы стоите спиной к докладчику (вице-мэру Николаю Ильченко). Задайте вопрос с места, глядя ему в лицо. Вы микрофон сейчас сломаете», — скомандовал городской голова А. Шеремету.

Когда же, наконец, депутат получил возможность высказаться, он обратил внимание коллег на то, что уставный фонд компании «Odessa Airport Development» составляет… 1 тыс. грн., штат состоит из одного человека, а учредителем ее является английская фирма с «оффшорными корнями». «Мы хотим понять, кому отдаем аэропорт. У инвестора нет опыта в этом бизнесе, он будет привлекать консультантов. В ближайшие 7 – 8 лет предприятие не получит прибыли, а когда прибыль пойдет, наша доля уйдет на погашение кредита», — отметил А. Шеремет.

Согласно объяснению вице-мэра Н. Ильченко, «Odessa Airport Development» — это компания-спутник, она «создавалась под определенный проект». Уставный капитал ее учредителя, одноименной лондонской компании, по словам заместителя городского головы, — 1 млн. фунтов стерлингов. Он также напомнил, что одним из условий является выделение 90 – 100 млн. грн. на реконструкцию взлетно-посадочной полосы (ВПП). Если город будет это делать за собственные средства, ему потребуется 15 лет на строительство пассажирского комплекса. В то же время инвестор получит право на начало работ только после того, как «найдет» деньги на реконструкцию полосы.

Имя собственника «Odessa Airport Development», зарегистрированной в Лондоне, Н. Ильченко не назвал. По информации же газеты «Сегодня», «за ней стоят еще две компании — с Кипра и Британских Виргинских островов». «Источники в мэрии говорят, что аэропорт отдали одесским миллионерам Борису Кауфману и Александру Грановскому», — пишет издание. — По второй версии, они только «передаточное звено», а подлинный приобретатель — крупный бизнесмен из Киева».

Депутат Александр Остапенко (фракция «Фронт змін») поинтересовался, почему не рассматривался вопрос передачи аэропорта в концессию. Он подчеркнул, что «ООО — самая удобная форма для утраты имущества». Специалисты также отмечают, что есть и другие варианты реконструкции аэропорта. Среди них, по словам экономиста Олега Ильина, — концессия или аренда на длительный срок, передача в госсобственность и самостоятельный поиск заемных средств. Оптимальный — первый. «Концессия не предполагает передачу имущества, кроме того, не содержит такого количества рисков, как создание ООО. При этом инвестор получает прибыль. То есть при такой схеме довольны все», — приводит слова экономиста «Сегодня».

По мнению же директора юридического департамента Марии Еременко, ООО — это «самая удобная организационно-правовая форма для быстрой и четкой реализации данного проекта», а концессию в мэрии посчитали «нецелесообразной». Чиновник добавила, что в новое предприятие передается только имущество аэровокзального комплекса. Взлетом-посадкой и реконструкцией ВПП будет заниматься КП «Международный аэропорт «Одесса».

Между тем, как отметил А. Шеремет, сессия не утверждала договор между КП и ООО «Международный аэропорт «Одесса». А его коллега Дмитрий Спивак обратил внимание на то, что в договоре определены обязанности города, но не прописаны обязанности инвестора.

В свою очередь прокурор Одессы Геннадий Фуртат поинтересовался, на каком основании доля города определена в 25% (это число было озвучено в ходе сессии — вместо анонсированного ранее) и даст ли это громаде возможность эффективно управлять предприятием. Н. Ильченко пояснил, что, согласно заключению оценочной компании «Бюро Маркуса», стоимость основных средств и бизнеса аэропорта (того, с чем город входит в ООО) составляет примерно 118 млн. 351 тыс. грн. Стоимость же реконструкции аэровокзального комплекса — около 400 млн. грн. Таким образом, доля города в уставном фоне составит порядка 25%. А. Шеремет же заявил в связи с этим, что горсовет будет лишен возможности влиять на ситуацию в ООО. Депутат, кроме того, выразил уверенность, что оценка имущества аэропорта занижена и город мог бы претендовать на куда большую долю — вплоть до половины.

Тем не менее, несмотря на высказанную критику, а также на то, что многие вопросы остались, по сути, без ответов, предложенный проект решения получил голоса депутатского большинства. Приводим документ полностью:

Про визначення частки Одеської міської ради у статутному капіталі ТОВАРИСТВА З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «МІЖНАРОДНИЙ АЕРОПОРТ «ОДЕСА» та внеску КП «Міжнародний аеропорт Одеса» у спільну діяльність

Відповідно до Цивільного кодексу України, Господарського кодексу України, ст.ст. 26, 60 Закону України «Про місцеве самоврядування в Україні», Закону України «Про господарські товариства», рішення Одеської міської ради від 29.04.2011 р. № 731-VI «Про заходи щодо реконструкції та розвитку Міжнародного аеропорту «Одеса», з метою належної організації реконструкції та розвитку Міжнародного аеропорту «Одеса», підвищення іміджу та престижу міста Одеси як провідного туристично-рекреаційного та торговельного центру Південного регіону України, Одеська міська рада

ВИРІШИЛА:

1. Надати згоду заступнику міського голови Ільченку М.С. на підписання протоколу про створення ТОВАРИСТВА З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «МІЖНАРОДНИЙ АЕРОПОРТ «ОДЕСА» та його Статуту.

2. Затвердити договір про корпоративні принципи управління ТОВАРИСТВОМ З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «МІЖНАРОДНИЙ АЕРОПОРТ «ОДЕСА» (додаток 1) та надати згоду заступнику міського голови Ільченку М.С. на підписання від імені Одеської міської ради зазначеного договору.

3. Погодити, що для забезпечення діяльності ТОВАРИСТВА З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «МІЖНАРОДНИЙ АЕРОПОРТ «ОДЕСА» (далі – Товариство) за рахунок внесків його засновників (Одеської міської ради та товариства з обмеженою відповідальністю «ОДЕСА АЕРОПОРТ ДЕВЕЛОПМЕНТ») створюється статутний капітал Товариства у розмірі 473 402 196 (чотириста сімдесят три мільйони чотириста дві тисячі сто дев’яносто шість) гривень.

4. Погодити, що частка Одеської міської ради у статутному капіталі Товариства у грошовому еквіваленті становить 118 350 549 (сто вісімнадцять мільйонів триста п’ятдесят тисяч п’ятсот сорок дев’ять) гривень, що складає 25 % статутного капіталу Товариства.

5. Затвердити висновок приватного підприємства «Бюро Маркуса» від 18.06.2011 р. про справедливу ринкову вартість основних засобів КП «Міжнародний аеропорт Одеса» станом на 31.03.2011 р., що передаються до статутного капіталу Товариства.

6. Погодити, що в якості вкладу до статутного капіталу Товариства Одеська міська рада вносить майно загальною вартістю 118 350 549 (сто вісімнадцять мільйонів триста п’ятдесят тисяч п’ятсот сорок дев’ять) гривень відповідно до висновку ПП «Бюро Маркуса» від 18.06.2011 р. про справедливу ринкову вартість основних засобів КП «Міжнародний аеропорт Одеса» станом на 31.03.2011 р., перелік якого зазначений у додатку 2 до цього рішення.

7. До моменту створення Товариства отримати відповідний дозвіл Антимонопольного комітету України.

8. З метою організації виконання п.п. 1-6 цього рішення надати заступнику міського голови Ільченку М.С. повноваження від імені Одеської міської ради: самостійно приймати рішення щодо підготовки, подання та отримання будь-яких документів, пов’язаних з отриманням дозволу Антимонопольного комітету України, у тому числі отримання оригіналу дозволу Антимонопольного комітету України; приймати рішення щодо погодження кандидатури директора Товариства; голосувати на установчих зборах про призначення відповідної особи директором Товариства, затвердження та підписання Статуту Товариства (додаток 3), визначення питання його місцезнаходження, затвердження та підписання протоколу установчих (загальних) зборів Товариства, затвердження та підписання акта приймання-передачі майна у статутний капітал Товариства, прийняття будь-яких інших рішень, необхідних для його створення; підписувати на установчих зборах Товариства рішення про його створення та будь-які інші документи, необхідні для створення та державної реєстрації Товариства.

9. Погодити, що в якості внеску до договору про спільну діяльність, що укладається з Товариством, КП «Міжнародний аеропорт Одеса» передає майнові права вартістю у розмірі 4 258 699 (чотири мільйони двісті п’ятдесят вісім тисяч шістсот дев’яносто дев’ять) гривень.

10. Встановити заборону на зміну форми власності майна, яке передається КП «Міжнародний аеропорт Одеса» до спільної діяльності, зазначеної у п. 9 цього рішення.

11. Уповноважити Генерального директора КП «Міжнародний аеропорт Одеса» підписати договір про спільну діяльність з ТОВ «МІЖНАРОДНИЙ АЕРОПОРТ «ОДЕСА» із відповідними додатками до нього.

За этот проект решения проголосовали 69 депутатов — только члены фракции Партии регионов. Остальные фракции высказались против или вообще не голосовали. Кроме того, депутаты 83 голосами поддержали инициативу своего коллеги А. Ищенко, заявившего, что необходимо обнародовать поименные результаты голосования по вопросу о передаче аэропорта. Они должны быть опубликованы в официальном печатном органе горсовета — газете «Одесский вестник».

Отметим, что решение о передаче аэропорта в частные руки не нашло поддержки не только у оппозиции, но и у близкой к властному большинству фракции партии «Родина». Как заявил ее лидер, бизнесмен Игорь Марков, «договор в том виде, в котором он есть, подписывать нельзя». Как передает Интернет-ресурс «Таймер», отвечая на вопрос, в пользу кого на самом деле было принято решении по аэропорту, И. Марков сказал, что это «вопрос к вертикали власти».

Руководитель же фракции «Сильная Украина» Светлана Фабрикант уверена, что «город собственными руками отдал в никуда «живые деньги». «В худшие времена Одесский аэропорт приносил в бюджет города 30 млн. грн., как говорят, «чистыми». Эти деньги всегда покрывали социальные проблемы, этими деньгами, в частности, город выплачивал зарплаты водителям трамваев и троллейбусов. Мы не против инвестиций и инвесторов. Но давайте называть всё своими именами: без публичного и прозрачного конкурса, с навязанным лжеинвестором, который сам не имеет денег, а только будет искать инвестиции, Одесский аэропорт обречен, и депутатское большинство расписалось в этом провале», — заявила С. Фабрикант.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки