14.09.2011 | Скандал
«Контейнерный затор» в Одесском порту: торговая сеть жалуется Кабмину на убытки
Одна из крупнейших оптовых торговых сетей страны терпит убытки из-за действий Службы безопасности Украины. Ведомство фактически парализовало работу с контейнерами в Одесском порту.
Об этом идет речь в обращении директора ООО «Метро Кэш энд Кэрри Украина» Жако Юджина Булена в Кабинет Министров. Документ опубликован на сайте «Тиждень». В письме говорится: «С августа и по сей день по непонятным для нас причинам на таможенном посту «Одесса-порт» государственные службы фактически заблокировали таможенное оформление грузовиков с товарами, которые пришли на адрес нашей компании. По состоянию на 7 сентября оставались нерастаможенными 72 контейнера. За их хранение мы должны уплатить порту более 100 тыс. грн. Стоимость продукции в контейнерах превышает 120 млн. грн., причем большинство товаров – сезонного спроса. Поэтому из-за задержки с их растаможиванием «Метро Кэш энд Кэрри Украина» несет многомиллионные убытки».
По информации бизнесмена, руководство таможенного поста известило компанию о том, что задержка вызвана проверкой всех грузов, которую проводит СБУ. Ж.Ю. Булен добавляет: «6 сентября в порту на наш адрес были загружены на автотранспорт три контейнера. Но представитель СБУ назначил осмотр с полной выгрузкой товара. По состоянию на 7 сентября осмотр все еще не начинался – по причине очереди из примерно 300 контейнеров». В послании не уточняется, каким образом ситуация скажется на ценах в гипермаркетах сети, а значит – на покупателях.
Напомним: СБУ , в ходе которой ищет незадекларированные товары. Как сообщил заместитель председателя профсоюза украинских брокеров Виктор Потапенко, убытки от простоя контейнеров в порту стали «последним аргументом для немногих оставшихся крупных транзитеров. Они уходят работать с иностранными черноморскими портами — Констанцей и Варной».
Исполняющий обязанности начальника Одесского порта Юрий Васьков заявил: «Еще полгода назад на оформление контейнера уходило 4 часа, сейчас — 12 — 14 часов. Многие терминалы наполнены «под завязку». Например, руководство терминала «Бруклин-Киев» уже направило нам официальное извещение о том, что из-за перегрузки вынуждено направлять грузы для таможенной обработки в другой порт».
Газета приводит мнение экономиста Павла Шуста о том, что из-за таких проверок город и область теряют десятки миллионов долларов в год: «Нынешний затор создан искусственно. Крупная украинская финансово-промышленная группа, связанная с властными структурами, умышленно уничтожает своих конкурентов — грузоперевозчиков — при помощи силовиков».
Подобная ситуация складывается в Одесском (а также в Ильичевском морском торговом) порту далеко не впервые. Контейнерные «заторы» образовывались, в частности, и прошлого года, а также нынешнего. Каждый раз это происходило под лозунгом борьбы с контрабандой.
Между тем предприниматели неоднократно жаловались на коррупцию в портовых таможенных подразделениях. Например, в открытом письме к губернатору Эдуарду Матвийчуку бизнесмены подчеркивали: «Таможенники знают, как заставить платить. В портах действует норма — дается несколько дней для организации бесплатного вывоза контейнера. После чего за каждые сутки пребывания в порту начисляли штраф – от 100 до 500 долл. Пользуясь этим, таможенники перестали принимать на регистрацию документы для вывоза контейнеров, а уже загруженные автомобили просто не выпускают. Объяснений не дают, а карточка отказа в таможенном оформлении, как того требует закон, не предоставляется. Для транспортно-экспедиционных предприятий начинают работать штрафные счетчики. Часть экспедиторов из-за безвыходного положения соглашаются на дачу взяток».
В июле группа предпринимателей в Генеральную прокуратуру и Службу безопасности Украины. Бизнесмены утверждают: «Коррупция на таможне – открытая, наглая. У чиновников нет страха перед наказанием. И если при Президентах Леониде Кучме и Викторе Ющенко фирмам-импортерам делались «экономически выгодные предложения» добровольно растаможить товар в Одессе, Ильичевске или Николаеве, то сейчас ситуация изменилась». Предприниматели поясняют: «Например, если легальное растаможивание стоило около 10 тыс. долл. (выплаты в госбюджет), то нелегально можно было растаможить за 8 тыс. долл. Теперь же, если легальное растаможивание обходится, например, в 10 тыс. долл., то уже не добровольное, а принудительное нелегальное стоит 15 тыс. долл.».
В документе отмечается: чтобы заставить предприятия нелегально растаможивать товар в Одессе или Ильичевске, контейнеры под разными предлогами или без объяснения причин задерживаются в портах. «После этого делается предложение растаможить груз в Одессе или Ильичевске – через фиктивную фирму. Такие компании очень легко найти через таможенную статистику. Они растаможивают большие объемы товаров различных групп (игрушки, чай, обувь, продукты питания, одежда) и не имеют собственных складов», – рассказывают бизнесмены. По их сведениям, в Одессе таких фирм четыре, в Ильичевске – две.
В июне предприниматели устроили автомобильный пробег по дороге в объезд Одессы. По три десятка фур и легковых машин проехали от поселка Авангард до Ильичевска, где возле таможни состоялся митинг. Участники акции выступили против злоупотреблений на таможне, потребовав прекратить незаконные поборы и задержки оформления грузов в Одесском и Ильичевском морских торговых портах.
В марте были Южной таможни – за нарушение присяги государственного служащего. Еще 7 человек на одну ступень понижены в специальном звании. Были выявлены «многочисленные нарушения требований действующего законодательства должностными лицами Южной таможни при таможенном контроле и таможенном оформлении товаров, поступавших в адрес отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности».
Читайте также:
14.09.2011 | Жилищно-коммунальное хозяйство
13.09.2011 | Власти
13.09.2011 | Технологии
В Одесском заливе готовятся к проведению «ювелирной операции»
13.09.2011 | Чрезвычайное происшествие
На трассе Киев – Одесса столкнулись «Тойота» и «Форд», погиб человек
13.09.2011 | Криминал
В Одесской области за 8 месяцев зарегистрировано 80 умышленных убийств


