28.07.2011 | Скандал

Начальник Одесского порта — в симферопольском изоляторе. Возбуждено еще одно дело

Сотрудники следственного отдела прокуратуры Крыма задержали начальника Одесского морского торгового порта Николая Павлюка «по подозрению в причинении государственным интересам почти 700 тыс. грн. ущерба».

Об этом сегодня, 28 июля, заявила пресс-секретарь прокурора автономии Наталия Бояркина, передает «Корреспондент». По ее словам, прокуратура Крыма 25 июля возбудила уголовное дело против Н. Павлюка по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 364 Уголовного кодекса (злоупотребление властью или служебным положением, повлекшие тяжелые последствия). При каких обстоятельствах интересам государства был причинен такой ущерб, Н. Бояркина уточнить не смогла, сославшись на отсутствие у нее такой информации. Она также подтвердила, что Н. Павлюк доставлен в изолятор временного содержания в Симферополе.

Напомним: начальник ОМТП был увезен в Крым из Одессы вчера поздним вечером. В 21:50 «Фольксваген», в котором крымские правоохранители вывозили Н. Павлюка, покинул территорию 411-го военного клинического госпиталя на улице Пироговской. Сюда 71-летний руководитель был госпитализирован в отделение интенсивной терапии в связи с резким ухудшением состояния здоровья.

Несколько человек попытались воспрепятствовать проезду машины, выстроившись в «живую цепочку» и руками упираясь в капот. Однако результата эта попытка не принесла. Автомобиль с тонированными стеклами, в котором находились сотрудники правоохранительных органов в масках (двоих журналистам удалось увидеть, когда они выходили из салона перед выездом за пределы госпиталя) уехал на большой скорости.

Как сообщил в интервью нашему корреспонденту адвокат Сергей Емец, представляющий интересы Н. Павлюка, задержал начальника ОМТП следователь следственного управления прокуратуры Автономной Республики Крым. Обвинения — уже по новому делу — ему будут предъявлены в Симферополе. А на пятницу, 29 июля, на 14:00 назначено заседание Центрального суда столицы автономии. Будет решаться вопрос о мере пресечения — заключении под стражу. «То, о чем мы сегодня говорили с вами, случилось», — отметил С. Емец.

Напомним: ранее, комментируя предыдущее задержание Н. Павлюка, юрист выразил сомнения в том, что в Крыму намерены «расследовать дело по сути». «Цель — заключить руководителя предприятия под стражу», — сказал юрист. Он процитировал слова следователя, сказанные Н. Павлюку: «Сначала Вы будете задержаны, а потом мы будем разбираться».

Адвокат также не смог ответить, в чем состоят новые обвинения, ставшие основанием для задержания. Прежде он сообщил, что материалы по новому делу передавать из Крыма в Одессу отказались. Что касается нынешнего состояния Н. Павлюка, то, как рассказала пресс-секретарь порта Елена Гиряева, его «взяли под капельницей», а увезли с повышенным артериальным давлением и аритмией. Сопротивления руководитель «как законопослушный человек не оказывал». Между тем, согласно врачебному заключению, выданному в ответ на адвокатский запрос, участие Н. Павлюка в следственных действиях и судебных заседаниях (с учетом его транспортировки в Симферополь) — с медицинской точки зрения «нежелательно».

Как ранее сообщалось, прежде против главы государственного предприятия открыто уголовное дело, из Одесской областной прокуратуры переданное в надзорное ведомство Автономной Республики Крым. 22 июля начальника Одесского морского торгового порта (ОМТП) задержали в Симферополе, куда он прибыл по первому же требованию следователя, прервав для этого лечение в Карловых Варах (Чехия). Он был помещен в изолятор временного содержания, где провел 72 часа. 25 июля руководителя освободили под залог в размере 180 тыс. грн. (защита предложила сумму, превышающую предполагаемый ущерб).

Как подчеркивается в официальном заявлении пресс-службы Одесского порта, «три дня в изоляторе пагубно сказались на здоровье 71-летнего Героя Украины, полного кавалера ордена «За заслуги», кавалера ордена Трудового Красного Знамени, Почетного гражданина Одессы. Он обратился за медицинской помощью и начал лечение».

Накануне, 27 июля, адвокат С. Емец, член президиума Одесской областной коллегии адвокатов, подтвердил, информацию об ухудшении здоровья своего подзащитного. Юрист не исключил, что начальника Одесского порта вновь попытаются задержать.

В самом же порту, где вчера прошла акция в поддержку руководителя, задержание Н. Павлюка считают неоправданным, такую меру пресечения в отношении своего руководителя называют «недопустимым издевательством над Героем Украины» и всеми портовиками. За своего начальника его сотрудники готовы поручиться. А также ходатайствуют о возвращении дела на рассмотрение прокуратуры Одесского региона.

О «содействии в объективном рассмотрении и передаче судебного дела в Одесскую область» в письме на имя Президента Украины Виктора Януковича попросил и митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. «Своим многолетним служением на посту начальника Одесского порта Николай Пантелеймонович Павлюк проявил себя как выдающихся способностей руководитель, сделал для сбережения и приумножения предприятия и морской отрасли Украины больше, чем кто-либо», — говорится в письме.

«Прошу принять во внимание заслуги Н. Павлюка перед государством и Православной церковью. Государство, защищающее свои таланты, многое преуспеет на ниве созидания материальных и духовных благ», — резюмировал митрополит Агафангел.

Ранее начальнику Одесского морского торгового порта вменяли в вину то, что он «злоупотребляя служебным положением, незаконно потратил в интересах коммерческой структуры на ремонт гостиницы «Одесса» свыше 170 тыс. грн.». Сам Н. Павлюк уточнял, что ремонт проводился в 2007 году — по предписанию территориального управления Государственного комитета по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору. 80% суммы выплатил порт, а 20% — ООО «Цезарь» (оператор отеля, расположенного на морском вокзале).

В конце июня сотрудники милиции и прокуратуры проводили в порту выемку документов. Люди в масках и форме заставили работников предприятия собраться в конференц-зале, а в кабинетах провели обыски. Въезд в порт был заблокирован. Как заявил позже Н. Павлюк, сам он семь часов провел в областной прокуратуре, а сотрудников предприятия продержали в порту до двух часов ночи.

Кроме «дела о лифте» в отношении должностных лиц ООО «Гостиница «Одесса» и ГП было возбуждено более масштабное уголовное дело. 2 июня прокуратура области информировала о том, что обжаловала постановления Хозяйственного суда региона, касающиеся правового статуса отеля. В сентябре 2005 года эта инстанция утвердила мировое соглашение, заключенное портом и ООО «Цезарь», а в ноябре 2009-го выдала разъяснение своего решения. В соответствии с указанными документами имущественный комплекс гостиницы (общая площадь — более 23 тыс. кв. м) на 49 лет передан в пользование фирмы «Цезарь». В надзорном ведомстве уверяют, что это сделано незаконно.

Отель построен ООО «Бруклин-Киев». Сдан в 2001 году. 20% уставного фонда принадлежит компании, 80% — ОМТП. Первоначально оперированием гостиницы занялась всемирно известная сеть «Кемпински». Однако затем договор был разорван: в «Кемпински» не согласились с тем, что «Бруклин-Киев» «начал вмешиваться» в деятельность оператора. Позже «Одессу» передали «Цезарю».

Как поясняли в пресс-службе прокуратуры, полномочия по передаче в аренду недвижимого имущества, принадлежащего государству, находятся в исключительной компетенции Фонда госимущества. Кроме того, подчеркивается, что договор был заключен на заведомо невыгодных для государства условиях.

Между тем, по мнению наблюдателей, итоговой целью происходящего может быть принудительная смена власти в порту. Так, главный редактор еженедельника «Моряк Украины» Анатолий Венгрук в интервью агентству «Мост-Одесса» предположил, что ситуация связана с неуступчивой позицией Н. Павлюка в вопросе приватизации предприятия: «Крупный частный капитал не желает мириться с тем, что такой мощный ресурс как порты остается в собственности государства. Если Н. Павлюк не договорится с кем-либо из олигархов, его замена вполне возможна».

Солидарен с этим мнением и президент Ассоциации менеджеров крюинговых агентств Украины Анатолий Задорожный. «Кто приватизирует порт, особого значения не имеет. Смена руководства, замена старого начальника новым, послушным — вопрос исключительно тактики. Николай Пантелеймонович считает порт своим детищем, и это действительно так. Очевидно, что в случае прихода нового собственника будет передел. Однако мы, так или иначе, обречены на стратегию приватизации этих предприятий».

«Смену власти» в порту спрогнозировал и депутат Одесского областного совета, экономист Николай Шутов: «Скорее всего, новое руководство будет представлять кто-то не из местных. Я думаю, что правящая партия назначит на эту должность нужного ей человека».

Еще более категоричен в своих оценках председатель Ассоциации работодателей юга Украины Юрий Борщенко. «Можно однозначно сказать, что в стране идет захват стратегических объектов. Об этом говорят также события в Ильичевском порту. Правящая партия ставит своих людей в крупном бизнесе. Кроме того, я всегда говорил, что главы таких крупных структур как порт не должны вмешиваться в политику. А Н. Павлюк был доверенным лицом Юлии Тимошенко (во время президентских выборов, а в ходе последующих местных — нынешнего мэра Одессы Алексея Костусева (Партия регионов)прим. ред.). На работе самого порта смена руководства, конечно же, скажется негативно. Уже сейчас многие международные фирмы с опаской смотрят на происходящее», — резюмировал Ю. Борщенко.

Добавим, что в июне произошла смена руководства другого крупного предприятия отрасли — Ильичевского морского торгового порта. Константин Лавриненко был уволен с поста начальника ИМТП в связи со значительным ухудшением показателей работы государственного предприятия. Среди прочего экс-руководителя обвинили в уводе грузопотоков в частный Ильичевский морской рыбный порт (его ранее возглавлял К. Лавриненко; предприятие входит в «орбиту» финансово-промышленной группы «Приват»), а также — в незаконной выплате 79,6 млн. грн. Исполняющим обязанности начальника ИМТП назначен Александр Григорашенко.

Справка. Одесский порт расположен на искусственно образованной территории площадью 109,5 га. Мощности предприятия позволяют ежегодно переваливать более 14 млн. т сухих и 24 млн. т наливных грузов. Общая протяженность причальной линии превышает 8 км.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки