27.07.2011 | Скандал

Одесские портовики выступили в поддержку Николая Павлюка

Сегодня в Одесском морском торговом порту (ОМТП) состоялся митинг в поддержку начальника предприятия Николая Павлюка, передает корреспондент информационного агентства «Вікна-Одеса».

Участие в акции приняли портовики, представители работающих в ОМТП стивидорных компаний, общественных и ветеранских организаций. Поводом для экстренного собрания послужили события, в центре которых в последнее время оказался Н. Павлюк.

Напомним: против главы государственного предприятия открыто уголовное дело, из Одесской областной прокуратуры переданное в надзорное ведомство Автономной Республики Крым. 22 июля начальника ОМТП задержали в Симферополе, куда он прибыл по первому же требованию следователя, прервав для этого лечение в Карловых Варах (Чехия). Он был помещен в изолятор временного содержания, где провел 72 часа. 25 июля руководителя освободили под залог в размере 180 тыс. грн. (защита предложила сумму, превышающую предполагаемый ущерб).

Как подчеркивается в официальном заявлении пресс-службы Одесского порта, «три дня в изоляторе пагубно сказались на здоровье 71-летнего Героя Украины, полного кавалера ордена «За заслуги», кавалера ордена Трудового Красного Знамени, Почетного гражданина Одессы. Он обратился за медицинской помощью и начал лечение».

Сегодня адвокат Н. Павлюка Сергей Емец, член президиума Одесской областной коллегии адвокатов, подтвердил информацию об ухудшении здоровья своего подзащитного. Он сообщил, что Н. Павлюк находится в отделении интенсивной терапии 411-го военного госпиталя (Одесса), а к полудню 29 июля должен явиться к следователю крымской прокуратуры. Юрист не исключил, что начальника Одесского порта вновь попытаются задержать.

В самом же порту задержание Н. Павлюка считают неоправданным, такую меру пресечения в отношении своего руководителя называют «недопустимым издевательством над Героем Украины» и всеми портовиками. За своего начальника его сотрудники готовы поручиться. А также ходатайствуют о возвращении дела на рассмотрение прокуратуры Одесской области.

Об этом говорится в письме, принятом на собрании трудового коллектива. Оно адресовано Президенту Украины Виктору Януковичу, Премьер-министру Николаю Азарову, министру инфраструктуры Борису Колесникову, Генеральному прокурору Виктору Пшонке, заместителю Генпрокурора – прокурору Автономной Республики Крым Степану Молицкому. Копии также направлены одесскому губернатору Эдуарду Матвийчуку и мэру Одессу Алексею Костусеву.

Руководителей страны, отрасли, надзорного ведомства портовики просят «срочно вмешаться в ситуацию» и «не допустить беззакония по отношению к человеку и гражданину, внесшему огромный личный вклад в развитие морской отрасли независимой Украины». Как в письме, так и в выступлениях участников сегодняшнего митинга неоднократно подчеркивалось, что Н. Павлюк работает в порту свыше полувека (начав с должности грузчика), а возглавил предприятие в январе 1985-го.

«По инициативе и под непосредственным руководством Н. Павлюка была осуществлена самая масштабная за последние полвека модернизация Одесского порта, на предприятии внедрена эффективная рыночная модель ведения хозяйства, которая позволила в неблагоприятных условиях удержать статус лидера отрасли по грузообороту, прибыли, налоговым отчислениям и развитию социальных программ», — говорится в обращении.

Также отмечается, что «под честное имя Н. Павлюка зарубежные партнеры вкладывают многомиллионные инвестиции в развитие производственной инфраструктуры наибольшего морского порта Украины». А скандальные события последнего времени и — особенно — задержание руководителя, констатируют авторы письма, уже нанесли «огромный урон деловой репутации Одесского порта и до глубины души возмутили коллектив ГП «ОМТП», работников стивидорных компаний, морскую общественность страны».

Отметим, что в своих выступлениях на сегодняшнем митинге портовики, а также представители ветеранских организаций, были более категоричны в своих формулировках: проводили параллели как с 1937-м, так и с 1917-м годом, а факт уголовного преследования Н. Павлюка расценили как первый шаг к захвату государственного предприятия.

Напомним: начальнику Одесского порта вменяют в вину то, что он «злоупотребляя служебным положением, незаконно потратил в интересах коммерческой структуры на ремонт гостиницы «Одесса» свыше 170 тыс. грн.». Сам Н. Павлюк ранее уточнял, что ремонт проводился в 2007 году — по предписанию территориального управления Государственного комитета по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору. 80% суммы выплатил порт, а 20% — ООО «Цезарь» (оператор отеля, расположенного на морском вокзале).

В конце июня сотрудники милиции и прокуратуры проводили в порту выемку документов. Люди в масках и форме заставили работников предприятия собраться в конференц-зале, а в кабинетах провели обыски. Въезд в порт был заблокирован. Как заявил позже Н. Павлюк, сам он семь часов провел в областной прокуратуре, а сотрудников предприятия продержали в порту до двух часов ночи.

Кроме «дела о лифте» в отношении должностных лиц ООО «Гостиница «Одесса» и ГП было возбуждено более масштабное уголовное дело. 2 июня прокуратура области информировала о том, что обжаловала постановления Хозяйственного суда региона, касающиеся правового статуса отеля. В сентябре 2005 года эта инстанция утвердила мировое соглашение, заключенное портом и ООО «Цезарь», а в ноябре 2009-го выдала разъяснение своего решения. В соответствии с указанными документами имущественный комплекс гостиницы (общая площадь — более 23 тыс. кв. м) на 49 лет передан в пользование фирмы «Цезарь». В надзорном ведомстве уверяют, что это сделано незаконно.

Отель построен ООО «Бруклин-Киев». Сдан в 2001 году. 20% уставного фонда принадлежит компании, 80% — ОМТП. Первоначально оперированием гостиницы занялась всемирно известная сеть «Кемпински». Однако затем договор был разорван: в «Кемпински» не согласились с тем, что «Бруклин-Киев» «начал вмешиваться» в деятельность оператора. Позже «Одессу» передали «Цезарю».

Как поясняли в пресс-службе прокуратуры, полномочия по передаче в аренду недвижимого имущества, принадлежащего государству, находятся в исключительной компетенции Фонда госимущества. Кроме того, подчеркивается, что договор был заключен на заведомо невыгодных для государства условиях.

Между тем, по мнению наблюдателей, итоговой целью происходящего может быть принудительная смена власти в порту. Так, главный редактор еженедельника «Моряк Украины» Анатолий Венгрук в интервью агентству «Мост-Одесса» предположил, что ситуация связана с неуступчивой позицией Н. Павлюка в вопросе приватизации предприятия: «Крупный частный капитал не желает мириться с тем, что такой мощный ресурс как порты остается в собственности государства. Если Н. Павлюк не договорится с кем-либо из олигархов, его замена вполне возможна».

Солидарен с этим мнением и президент Ассоциации менеджеров крюинговых агентств Украины Анатолий Задорожный. «Кто приватизирует порт, особого значения не имеет. Смена руководства, замена старого начальника новым, послушным — вопрос исключительно тактики. Николай Пантелеймонович считает порт своим детищем, и это действительно так. Очевидно, что в случае прихода нового собственника будет передел. Однако мы, так или иначе, обречены на стратегию приватизации этих предприятий».

«Смену власти» в порту спрогнозировал и депутат Одесского областного совета, экономист Николай Шутов: «Скорее всего, новое руководство будет представлять кто-то не из местных. Я думаю, что правящая партия назначит на эту должность нужного ей человека».

Еще более категоричен в своих оценках председатель Ассоциации работодателей юга Украины Юрий Борщенко. «Можно однозначно сказать, что в стране идет захват стратегических объектов. Об этом говорят также события в Ильичевском порту. Правящая партия ставит своих людей в крупном бизнесе. Кроме того, я всегда говорил, что главы таких крупных структур как порт не должны вмешиваться в политику. А Н. Павлюк был доверенным лицом Юлии Тимошенко (во время президентских выборов, а в ходе последующих местных — нынешнего мэра Одессы Алексея Костусева (Партия регионов)прим. ред.). На работе самого порта смена руководства, конечно же, скажется негативно. Уже сейчас многие международные фирмы с опаской смотрят на происходящее», — резюмировал Ю. Борщенко.

Добавим, что в июне произошла смена руководства другого крупного предприятия отрасли — Ильичевского морского торгового порта. Константин Лавриненко был уволен с поста начальника ИМТП в связи со значительным ухудшением показателей работы государственного предприятия. Среди прочего экс-руководителя обвинили в уводе грузопотоков в частный Ильичевский морской рыбный порт (его ранее возглавлял К. Лавриненко; предприятие входит в «орбиту» финансово-промышленной группы «Приват»), а также — в незаконной выплате 79,6 млн. грн. Исполняющим обязанности начальника ИМТП назначен Александр Григорашенко.

Справка. Одесский порт расположен на искусственно образованной территории площадью 109,5 га. Мощности предприятия позволяют ежегодно переваливать более 14 млн. т сухих и 24 млн. т наливных грузов. Общая протяженность причальной линии превышает 8 км.

Фото Евгения Волокина.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки