08.06.2010 | Культура

Страсти по Опере: в одесском театре вновь грядет «смена власти»?

Исполняющий обязанности директора Одесского национального театра оперы и балета Анатолий Дуда намерен сложить свои полномочия. Руководитель написал заявление об увольнении по собственному желанию.

Эту информацию, распространенную в СМИ, ТИА «Вікна-Одеса» подтвердил экс-директор — художественный руководитель Оперы Сергей Проскурня, ссылаясь на источники в Министерстве культуры и туризма. Сообщается, что заявление А. Дуды зарегистрировано в канцелярии ведомства.

Ранее исполняющий обязанности директора театра А. Дуда и и. о. художественного руководителя Алексей Ботвинов обнародовали совместное заявление. В нем авторы обратились к властям страны и города с просьбой «занять жесткую позицию и навести порядок» в Одесском национальном театре оперы и балета. «Мы не можем двигаться вперед, поскольку нам самим не под силу разрешить конфликт с «темными силами» в театре», — признали руководители учреждения.

Напомним: новый скандал в одесском театре возник вокруг премьеры оперы Джакомо Пуччини «Турандот» — самой ожидаемой постановки нынешнего сезона, накануне показа оказавшейся под угрозой срыва. Назвав сложившуюся ситуацию «настоящим бунтом» и саботажем, А. Ботвинов заявил, что снимает с себя полномочия худрука Одесской оперы. По его словам, инициаторами скандала, направленного как против него лично, так и против известного немецкого режиссера Кристиана фон Гетца — постановщика «Турандот», стала группа сотрудников во главе с заместителем директора театра Светланой Холденко и дирижером Оперного Александром Самуилэ.

Без ведома режиссера-постановщика они потребовали от исполняющего обязанности директора театра А. Дуды изменить основной актерский состав спектакля. Замдиректора запретила пускать художественного руководителя и режиссера в театр. Кроме того, немецкий постановщик с супругой были спешно выселены из квартиры, арендованной для них театром.

Постановщик обратился за помощью к немецким дипломатам, а те, в свою очередь, за разъяснениями — к С. Холденко. Объяснение свелось к следующему: одного из самых востребованных режиссеров Европы не пустили в одесский театр, опасаясь, что он… повредит декорации. «Этот финал — самое худшее, что вообще могло произойти в театре», — резюмировал К. фон Гетц. А А. Ботвинов спрогнозировал, что теперь «ни один приличный зарубежный режиссер не поедет в Одесский оперный». После вмешательства Министерства культуры премьера все-таки состоялась.

Между тем экс-руководитель театра Сергей Проскурня, скандально смещенный с этой должности, считает положение дел в Оперном «закономерным». «Очевидно, что господин Ботвинов находится в такой же ситуации, как и я, вплоть до того, что его родной человек, отчим (А. Дуда, — прим. ред.), принял сторону воинствующих консерваторов. Все, что было до сегодняшнего дня, — затянувшаяся случайность. В октябре 2009 года коллегия Министерства не рекомендовала господина Ботвинова на пост руководителя театра. Это зеркальная композиция, только ситуация Ботвинова хуже, чем моя. Обречен любой человек, попадающий в эту среду», — цитирует С. Проскурню Интернет-газета «Взгляд из Одессы».

Напомним: до сих пор не поставлена точка и в истории его собственных отношений с Оперным. Обязанности генерального директора — художественного руководителя театра С. Проскурня исполнял с апреля прошлого года. 30 июня он был утвержден в должности.

Часть коллектива, включая ряд ведущих солистов, недовольная политикой нового начальника в кадровых и творческих вопросах, потребовала увольнения киевлянина. И добилась этого после встречи с Премьером Юлией Тимошенко. Она назначила Народного артиста Украины, солиста театра Анатолия Дуду и. о. директора театра. 14 июля соответствующий приказ подписал министр культуры Василий Вовкун.

В свою очередь, С. Проскурня заявил, что попросит Генеральную прокуратуру и Министерство внутренних дел проверить административно-хозяйственную деятельность «храма муз». Представители коллектива, поддерживающие киевлянина, утверждают, что располагают фактами, которые можно трактовать не только как нарушения финансовой дисциплины, но и как «деяния с признаками преступных».

Ответственность за происходящее, по их мнению, лежит на заместителе директора учреждения по основной деятельности С. Холденко («теневом директоре»). В частности, речь идет о том, что исчезла значительная часть музыкальных инструментов, полученных театром к открытию после реконструкции. Множество нарушений накопилось в связи с «левыми» спектаклями — прежде всего, с одноактными балетами для иностранных туристов с теплоходов, заходивших в Одессу. «Определенную часть маститых артистов, работников театра такое положение дел вполне устраивало, так как обеспечивало безбедное существование им, женам и приближенным», — уверены сторонники С. Проскурни.

Сам же экс-руководитель обратился в Приморский районный суд — с иском, в котором требует восстановления в должности генерального директора — художественного руководителя одесской Оперы. Иск предъявлен Министерству культуры и туризма Украины и Одесскому национальному академическому театру оперы и балета. Судебные заседания неоднократно переносились. Очередное должно состояться 16 июня.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки