16.04.2010 | Политика

InoPressa: после похорон в Польше начнется президентская гонка

Несмотря на масштабы потерь среди элиты, Польше не грозит дестабилизация, пишут СМИ, переключаясь с причин авиакатастрофы и темы спорного места захоронения Леха Качиньского на внутриполитическую ситуацию.

Трагедия — объединяющая сила, и авиакатастрофа сплотила Польшу в общем горе, пишет Time. Единодушным стало даже отношение к покойному президенту Леху Качиньскому, который при жизни оценивался крайне неоднозначно. В глазах консерваторов он был патриотом, человеком глубоко религиозным и высоконравственным, но критики считали его узколобым реакционером. «Для кабинета премьер-министра Туска Лех Качиньский был помехой», — пишет журналистка Беата Пасек, поясняя, что президент накладывал вето на многие законопроекты правительства.

Выборы нового президента предстоит провести в ближайшие два месяца. Партия Туска «Гражданская платформа» выдвинет, вероятно, спикера Бронислава Коморовского, ныне и.о. президента. Оппозиционной партии «Право и справедливость», основанной братьями Качиньскими, предстоит подобрать нового кандидата и надеяться, что всплеск сочувствия повлияет на мнение избирателей.
Видимо, было неизбежно, что после решения похоронить супругов Качиньских в Кракове рядом с королями и национальными героями партию обвинили в попытке заработать голоса на трагедии, пишет издания, уточняя, что это решение принял архиепископ Кракова.

Президент Лех Качиньский и его супруга будут похоронены в Вавельском соборе в Кракове, среди польских королей, поэтов и военачальников, сообщает читателям The New York Times профессор Центрально-Европейского университета (Будапешт) Виктор Осятинский, «но Качиньский не принадлежал к когорте этих выдающихся людей: незадолго до смерти его рейтинг популярности составлял менее 30%, рейтинг непопулярности — вдвое больше, и он почти не имел шансов на переизбрание. По широко распространенному мнению, он был худшим польским президентом с 1989 года, но посмертно сделался национальным героем». Как считает автор статьи, причина в том, что Качиньский погиб близ Катыни — символа героизма и независимости для поляков.

Пилоты зашли на посадку, игнорируя предостережения диспетчеров о погодных условиях, так как иначе церемонию пришлось бы отложить. «Мало кто скажет так вслух, но катастрофа была глупой и бессмысленной. Называть ее героической — значит уклоняться от ответственности и мешать разработке мер по предотвращению новых аварий», — пишет Осятинский. «В Польше любая смерть в Катыни или неподалеку выглядит геройской, но это ощущение — плохая услуга как Качиньскому, так и памяти убитых советской властью», — заключает автор.

Политическим последствиям авиакатастрофы под Смоленском посвящено интервью, которое дал политолог Жак Рупник журналу Le Nouvel Observateur. «Есть две Польши. Польша братьев Качиньских — консервативная, националистическая и в основном сельская. Но есть и другая Польша — молодая, городская, обращенная к Европе и прекрасно адаптировавшаяся к рыночной экономике. Будущий кандидат умеренных правых Коморовский представляет как раз эту современную и открытую Польшу».

Катастрофа под Смоленском могла натолкнуть на мысль, что отношения Польши и России в некотором роде прокляты, говорит политолог. «Это могло привести к новому охлаждению между русскими и поляками. Но, по-моему, намечается обратное», — с удовлетворением констатирует он.

Все поляки заинтересованы в том, чтобы любой ценой не допустить ухода Америки из Европы, продолжает Рупник. «Всегда помня о Мюнхенском сговоре 1938 года, поляки нисколько не верят в европейскую политику безопасности. До настоящего момента они доверяли одному-единственному институту — НАТО, где один хозяин — США. Однако приход к власти Обамы и относительное отсутствие у него интереса к Европе, отказ от проекта ПРО и оттепель в отношениях Вашингтона и Москвы могут переменить настороженное отношение поляков к европейским проектам в области безопасности», — полагает эксперт.

Решение провести в Польше первый тур президентских выборов 20 июня серьезно осложняет жизнь ультраконсервативной партии «Право и справедливость» (ПиС), пишет Berliner Zeitung. ПиС хочет выдвинуть Ярослава Качиньского, пишет Gazeta Wyborcza, однако лишь узкому кругу известно, как обстоят сейчас дела у Ярослава: некоторые полагают, что трагедия сломила его. Другие утверждают, что по окончании государственного траура Ярослав Качиньский начнет предвыборную кампанию.

У польских левых также большая проблема, говорится в статье: их кандидатом был бывший министр обороны Ежи Шмайдзиньский, погибший вместе с президентом.

Между тем «черные ящики» с польского самолета изучены, информирует The Financial Times. Военный прокурор Збигнев Жепа сообщил газете Gazeta Wyborcza, что последние секунды записи из кабины пилотов были «драматичными»: за три-пять секунд до катастрофы экипаж узнал, что самолет падает.

Бортовые самописцы, два из которых находятся в Москве, а один, польского производства, отправлен в Варшаву, могут пролить свет на причины крушения, повлекшего гибель 96 человек во время попытки приземлиться под Смоленском в густом тумане. На фотографиях запечатлены деревья со срезанными верхушками, что является свидетельством того, что самолет пошел на посадку со слишком малой высоты, пишет автор статьи Ян Ченски.

Читайте также:

Польша продлила траур до дня похорон четы Качиньских

Анджей Вайда: «Если мы можем примириться с Германией, то сможем и с Россией»

Одесские родственники президента Польши собираются на его похороны

В Одессе части улицы присвоено имя погибшего президента Польши

InoPressa: Польша и Россия — непомерная цена «разрядки»

Польская прокуратура допросила диспетчеров аэродрома «Северный»

Президент Польши и его супруга будут похоронены вместе

InoPressa: Польская элита вновь обезглавлена, но проклятие Катыни не при чем

Завершена экспертиза тел погибших в авиакатастрофе под Смоленском

Самолетом Леха Качиньского управляли элитные польские летчики

InoPressa

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки