18.10.2021 | Культура

В Одессе проходит выставка работ Александра Ройтбурда

В Одесском национальном художественном музее открылась выставка «Рой. К шестидесятилетию Александра Ройтбурда», передает корреспондент информационного агентства «Вікна-Одеса».

Один из известнейших украинских художников был руководителем музея с марта 2018-го. Он умер 8 августа нынешнего года. 14 октября А. Ройтбурду исполнилось 60 лет. В этот же день сбылась его мечта: Одесскому художественному музею присвоен статус национального.

Открывшаяся в музее выставка – это одно из мероприятий из цикла посвященных юбилею А. Ройбурда. Она занимает один зал, в ней представлено порядка 30 работ художника.

«Идея сделать его персональную выставку витала в воздухе давно. И для нас было очень важно все-таки ее осуществить. Эта выставка – своеобразный тизер к большой выставке, которую Одесский национальный художественный музей планирует на следующий год. Пока даты не определены, но ее планируется после Одессы показать в Киеве, Харькове и Днепре. Это будет крупнейший проект из тех, которые когда-либо осуществлялись в музее за последние 10 лет», – рассказала медиа-координатор музея Евгения Селезнева.

Кураторы выставки попытались показать А. Ройтбурда не только как художника, акциониста и директора музея, но и как человека, приложившего немало усилий для формирования художественного сообщества, художественной среды в Украине.

На выставке представлены фотоматериалы, свидетельствующие об этой деятельности А. Ройтбурда. Многие материалы, документы, фотографии семья художника передала в фонд музея.

Одно из центральных мест в экспозиции занимает тележка с красками. В конце 1990-х гг. художник «увел» ее из одного из киевских супермаркетов. В этой тележке он хранил краски, растворители и другие материалы, необходимые ему для работы. Она переезжала с А. Ройтбурдом из мастерской в мастерскую, из Киева в Одессу и обратно. Для выставки ее специально доставили из Киева с теми самыми красками, которыми пользовался художник.

По мнению создателей выставки, она символизирует один из переломных моментов в творчестве Ройтбурда. В 1990-х он много занимался инсталляциями, перфомансом, акционизмом. Но это «чистое искусство» не приносило прибыли. Поэтому художник решил вернуться к живописи и закончить «бескартинный период».

Большое место на выставке занимают автопортреты А. Ройтбурда. В частности, «новогодние». С 1986 года каждую новогоднюю ночь он создавал автопортрет – в разных техниках, не всегда это были живописные работы. Самая ранняя работа на выставке – первый «новогодний», «Фаюмский автопортрет», самая близкая к нам по времени написана в 2021-м.

Также здесь представлены его коллажи из серий «Жизнь короля. Людвиг», «Дама в белом» Тициана или «Венецианская куртизанка» и «Любовь к трем колористам». Коллажи были одной из любимых практик художника.

История первой серии такова. В 1990 году А. Ройтбурд приехал в Мюнхен для участия в выставке. Его поразило, насколько там популярен король Людвиг II Баварский. Художник в шутку называл его «баварским Микки-Маусом». В сувенирной лавке он купил в пачку открыток с портретом короля и сделал из них серию коллажей. Позже перенес эти работы на большой формат. Аналогичная история произошла с «Дамой в белом» Тициана: Ройтбурд купил репродукции картины и переделал в коллажи.

Центральную часть зала занимает инсталляция «Алтарь». В конце 1980-х – начале 1990-х годов художник много обращался к религиозной теме. Кроме того, начал работать с большим форматом. Так был создан «Алтарь» – обтянутое черным возвышение с желтым треугольником посредине, нах которым подвешены «тучи» из крашеной ваты. Они в данном случае являются медиаторами между небом и землей. Создатели выставки решили воспроизвести эту инсталляцию.

Еще один экспонат – видео-арт «Психологическое вторжение броненосца «Потемкин» в тавтологичный галлюциноз Эйнштейна». Он был представлен на выставке «Академия холода» в 1998 году. Это девятиминутное видео, представляющее собой нарезку сцен расстрела на Потемкинской лестнице из фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин».

Они смонтированы с кадрами, которые Ройтбурд снял вместе со своими друзьями-художниками на месте съемок легендарного фильма 1925 года. Это сюрреалистическая работа, которая переосмысливает визуальный опыт лестницы, как одного из наиболее знаковых мест Одессы, а также советского мифа о броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Копию этой работы приобрел нью-йоркский МОМА, также она участвовала в 49-й Венецианской биеннале.

Последний проект А. Ройтбурда, направленный на формирования художественной среды в Одессе – Художественный музей. Поэтому выставка завершается работой, посвященной ему.

Некоторые художественные проекты, представленные на выставке, много лет нельзя было увидеть. В частности, серия «Иногда им казалось…» (изначально в ней были четыре работы, сейчас это триптих).

По информации и.о. директора музея Александры Ковальчук, уже на следующий день после открытия выставки ее посетили 185 человек. Всего же в музей в воскресенье пришли 475 посетителей.

«Без учета сувенирной продукции мы сегодня продали билетов и экскурсий на 41 тыс. гривен. Новый абсолютный рекорд», – написала руководитель ОНХМ на своей странице в Фейсбуке.

Инна КАЦ.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Читайте также: В Одессе представят творческий проект к 60-летию Александра Ройтбурда

Война политиков против художника: в Одессе состоится акция в поддержку директора музея

«Верните нам Ройтбурда!»: акция протеста в Одессе

Александр Ройтбурд: «Я вижу в Одессе музей национального значения»

Серебряковский зал в Одесском художественном музее открыт после ремонта и поменяет название

Новый директор Одесского художественного музея нашел первого мецената

Три месяца скандала: Одесский художественный музей как место политических баталий

Інформагентство «Вікна-Одеса»

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки