13.06.2019 | Культура

Серебряковский зал в Одесском художественном музее открыт после ремонта и поменяет название

В Одесском художественном музее завершены первоочередные работы по ремонту Серебряковского зала. Для посетителей он откроется в воскресенье, 16 июня, экскурсией директора музея Александра Ройтбурда.

Как напоминают в музее, главное проблемой зала был текущий световой фонарь. Во время дождей сотрудники выставляли ведра и корыта, в которые стекала вода. Летом же в зале было слишком жарко, старый кондиционер не справлялся.

«В зале, где висят работы даже не будем говорить на какую сумму американских денег, а на еще больше – украинских, стояла недопустимая сырость, летом – недопустимая жара. Работы отсыревали, работы пересыхали. Создавалась опасность того, что пол начнет гнить. Терпеть этого было нельзя, и мы добились разрешения на проведение первоочередных противоаварийных работ», – рассказал руководитель учреждения культуры.

Он подчеркнул, что все работы велись за внебюджетные средства, собрать которые помогли меценаты музея, некоторые из них живут за пределами Украины. Сумма потраченных на ремонт работ – коммерческая тайна.

А. Ройтбурд рассказал, что в зале теперь стоит новый кондиционер, установлено музейное освещение. Но, главное, отремонтирован фонарь. По паспорту в нем значилось каленое стекло, но оказалось, что с 1970-х годов был установлен поликарбонат, срок годности которого – 5 – 7 лет. Он растрескался, и в эти трещины подтекала вода. В фонаре заменены конструкции, установлен новый, более прочный поликарбонат. Он покрыт затемнением, что препятствует попаданию в зал вредных для произведений искусства прямых солнечных лучей. Кроме того, в зале отциклевали пол, покрасили стены.

«Поликарбонат в фонаре – это временная мера. Мы ждем решения вопроса о проектно-сметной документации. Думаю, года через полтора максимум сможем сделать проектно-сметную документацию и начать капитальный ремонт здания. Оно было построено в 1827 году, и с тех пор в нем не менялись перекрытия. Это создает опасность нахождения большого количества людей на втором этаже», – говорит директор.

После обследования подземелья специалисты пришли к выводу: прочность здания обусловлена тем, что оно стоит на известняковой подушке. Если бы фундамент опирался на другую основу, неизвестно, сколько оно простояло бы без капитального ремонта…

Зал еще не закончен. Предстоит развесить работы на одной из стен. Развеска картин на ней – вопрос технически сложный, но решаемый. Музейщики кардинально пересмотрели концепцию зала. Это будет зал модернизма. Три картины Василия Кандинского предстоит «одеть» в новые рамы. Тогда они займут достойное место на стенах зала, а сам он станет залом Кандинского.

Также часть работ художников, входивших в объединение «Мир искусства», перенесена в зал, где размещены картины «мирискуссников». Изъяты из экспозиции и работы «запоздалых реалистов».

Из зала на втором этаже в Серебряковский зал перенесли работы «Одесских независимых» – Теофила Фраермана, Амшея Нюренберга. Будут здесь и картины художников объединения «Голубая роза» Николая Сапунова и Сергея Судейкина, картины Николая Рериха. Здесь же теперь находятся работы украинского художника, классика модерна Ивана Труша, которых давно не было в экспозиции.

«У нас есть работа художника Николая Синезубова «В кабачке». Это одна из 17 работ русского авангарда, которые были в музее, включая большое полотно Кандинского, два супрематизма Малевича, кубофутуризм Лентулова, Любовь Попову, Александру Экстер…

Тут была достаточно богатая коллекция авангарда, которая неизвестно куда делась. Точно так же не сохранилось практически ни одной работы «Одесских независимых». Исключение – две работы Павла Ницше и Виктора Баранова-Русине, подаренные музею из личной коллекции его директором Эмским-Могилевским (его расстреляли в 1937-м).

Это очень странно. Потому что Фраерман и Нюренберг, активно принимавшие участие в формировании музейных собраний Одессы, наверняка приобретали что-то из работ своих близких друзей по объединению, и свои работы передавали в музеи. Это все было утрачено безвозвратно. Скорее всего, уничтожено», – рассказывает А. Ройтбурд.

Экспозиция второго этажа теперь начнется с соцреализма, а в последних залах будет показано современное искусство.

Фото предоставлены Одесским художественным музеем.

Информагентство "Вiкна-Одеса"

13.06.2019 | Чрезвычайное происшествие

Из одесского суда эвакуировали три сотни людей

13.06.2019 | Чрезвычайное происшествие

В Одессе «Chevrolet» сбил пешехода

Реклама альбомов 300
Аккерманская крепость
Адвокат