29.09.2012 | Конфликт

Попытки местных властей запретить работы по развитию Белгород-Днестровской крепости — незаконны

Решение исполкома Белгород-Днестровского горсовета об остановке работ по строительству объектов инфраструктуры на территории, прилегающей к Аккерманской крепости, — незаконно.

Так решение местных властей относительно крепости прокомментировала начальник управления охраны объектов культурного наследия Одесской облгосадминистрации Наталья Штербуль. «Это решение не имеет юридического основания», — заявила специалист в беседе с корреспондентом информационного агентства «Вікна-Одеса», добавив, что остановить эти работы можно только решением суда или предписанием ГАСКа. Н. Штербуль также сообщила, что направила в горсовет письмо, в котором высказала точку зрения управления по данному вопросу.

Поясним: речь идет о составляющей масштабной программы по реставрации и развитию памятника истории и архитектуры национального значения. Это строительство общественного туалета и информационного павильона (в нем будут расположены экскурсионное бюро, кассы, банкомат), а также подведение к крепости канализации и водоснабжения.

Новый туалет — жизненно необходимый объект для памятника, который ежегодно посещают десятки тысяч людей, — будет расположен у входа в крепость. Его строительство связано с прокладкой водопроводных и канализационных труб с врезкой в городскую систему. И прежде чем «давать добро» на рытье траншей (что, естественно, сопряжено с перемещением массивов грунта, вторжением в культурные слои), площадку детально обследовали археологи. Археологические исследования в памятнике истории и архитектуры национального значения — обязательный этап, который по украинскому законодательству должен предварять любые работы — по благоустройству, реставрационные, противоаварийные.

Нынешним летом, как и прошлым, работу экспедиции финансировало областное коммунальное предприятие «Фортеця», в ведении которого находится памятник. До того, отметим, полноценные археологические исследования в крепости в течение ряда лет были практически свернуты.

«Открыть эти объекты мы хотим в нынешнем году. И они будут завершены в запланированные сроки. Начать работы мы могли бы и раньше, но хотелось бы видеть союзников в лице Белгород-Днестровского горсовета… Между тем, только технических условий мы добивались от мэрии два с половиной месяца», — рассказала начальник регионального управления в ходе презентации проектных документов. Эта презентация, напомним, состоялась еще в июле. А 25 сентября белгород-днестровский мэр Игорь Нановский вдруг в экстренном порядке созвал внеочередное заседание исполнительного комитета городского совета.

Заметим, впрочем, в скобках: «экстренность» подобного решения достаточно легко объяснима. Ранее крепость находилась в формальном управлении города, а чуть более года назад была передана в ведение областного коммунального предприятия «Фортеця». Местные власти в течение многих лет ни копейки не выделяли на памятник, чье состояние в последние годы специалисты называли уже просто катастрофическим. Теперь же весьма болезненно воспринимают как факт передачи, так и главный принцип финансовой деятельности КП, определенный решением областного совета: все, что зарабатывает крепость, тратится исключительно на ее нужды, и — ни на чьи другие.

Что ж до собственно исполкома, то, как сообщил Информационный портал Белгорода-Днестровского, «городской голова проинформировал участников заседания о том, что факт начала строительства новых объектов в черте охранной зоны Аккерманской крепости, которое ведет коммунальное предприятие «Фортеця», это грубое, непрофессиональное вмешательство в уникальный комплексный ансамбль Аккерманской крепости, которое, в случае своего осуществления, приведет к потере ее идентичности (очевидно, имелось в виду все-таки «аутентичности», — прим. ред. «Вікна-Одеса») и уникальности, и окончательно вычеркнет крепость из списков памятников национального и международного значения».

Также сообщалось, что горисполком «обязал руководство КП «Фортеця» остановить работы по строительству туалета на территории крепости и информационного павильона на территории примыкающей к крепости по улице Ушакова и привести названные территории в первозданный вид. В случае невыполнения данного решения, исполнительный комитет подает исковое заявление в горрайонный суд и обращение в межрайонную прокуратуру».

Между тем, как уточнила Н. Штербуль, ни сам объект, ни земельный участок не находятся в коммунальной собственности города. На проведение работ даны все необходимые разрешения, они согласованы с центральным органов охраны памятников — Министерством культуры (об этом, к слову, еще летом сообщил и региональный представитель Министерства культуры по вопросам охраны культурного наследия Украины Николай Салата. Он подчеркнул, что ведомство «всячески поддерживает начинания» по сохранению и развитию Аккерманской крепости). Кроме того, получены дополнительные разрешения на подключение канализации к городском сетям. Есть и письмо городского архитектора Белгорода-Днестровского о том, что эта территория не находится в ведении города.

Н. Штербуль также отметила, что КП «Фортеця» и управление еще до начала работ направили городскому голове Белгорода-Днестровского письмо с реестром всех документов. «Мы не первый раз направляем городским властям обращения с предложениями по развитию крепости как туристического объекта. Но все они остаются без ответа», — рассказала начальник управления.

Специалист, кроме того, разъяснила, что для проведения работ по канализированию крепости и строительству информационного центра КП «Фортеця» взяло кредит в одном из коммерческих банков (название финансового учреждения и условия кредита не разглашаются по просьбе банкиров). Тем не менее, не смотря на необходимость погашения кредита, рост стоимости коммунальных услуг и прочих расходов, цены на входные билеты в крепость (20 грн. для взрослого посетителя, 10 грн. — для ребенка) остаются самыми низкими среди украинских заповедников.

Требовать статуса государственного историко-архитектурного заповедника и для Аккерманской крепости собираются, тем временем, в Белгород-Днестровской мэрии. Соответствующее обращение к Президенту и Кабинету министров Украины планируется принять на внеочередной сессии местного горсовета, созвать которую городской голова намерен на следующей неделе.

Между тем, напомним: вопрос о предоставлении Аккерманской крепости статуса заповедника уже рассматривался на правительственном уровне — менее года тому назад. Тогда же был получен отказ. Было констатировано, что «Кабинет Министров в настоящее время не видит возможности для создания на базе комплекса сооружений Аккерманской крепости (Одесская обл.) национального историко-культурного заповедника». Речь об этом шла в ответе Департамента культурного наследия и культурных ценностей Министерства культуры и туризма на официальное обращение в Кабмин заместителя председателя Верховной Рады Николая Томенко. Документ был подготовлен в Минкульте по поручению главы правительства Николая Азарова.

В ведомстве разъяснили, что для рассмотрения этого вопроса необходим целый комплекс документов. В частности, это финансово-экономическое, историко-градостроительное и социально-экономическое обоснование необходимости создания заповедника, справка об исторической, научной, художественной либо другой культурной ценности объекта; учетная документация памятников со всеми их составляющими и ряд других материалов. В Департаменте особо подчеркнули, что создание заповедника требует значительных материальных и других затрат. Кроме того — напомнили о моратории, введенного Кабмином на рассмотрение вопросов о присвоении статуса национального или академического.

Вернуться же к рассмотрению возможности создания на базе сооружений Аккерманской крепости национального историко-культурного заповедника «представляется целесообразным» лишь «после преодоления последствий мирового экономического кризиса и стабилизации финансовой жизни страны», считают в Департаменте культурного наследия и культурных ценностей.

Справка. Аккерманская крепость — историко-архитектурный памятник XIII – XV веков. Является одной из наиболее сохранившейся на территории Украины. Своими размерами она превосходит все подобные фортификационные сооружения страны. Крепость построена на месте античного города Тира. С трех сторон окружена рвом шириной 10 – 12 м и первоначальной глубиной до 14 м. С севера омывается водами Днестровского лимана.

Общая длина стен — более 2 км. Высота стен и башен — от 5 м до 15 м, толщина — от 0,8 м до 5 м. Между куртинами (частями крепостного вала между бастионами) было 34 башни, сохранилось 26. В крепости есть цитадель (укрепленная центральная часть крепости, приспособленная к самостоятельной обороне, последнее убежище защитников при штурме).

Крепость обладает статусом памятника национального значения. В феврале 2011 года решением Одесского облсовета было создано областное коммунальное предприятие «Фортеця» — для «реализации задач и мероприятий государственных, региональных и местных программ, касающихся охраны, сохранения, реставрации, использования и научных исследований сооружений и территории памятника архитектуры и градостроительства национального значения — Аккерманской крепости в городе Белгород-Днестровский».

Больше об истории и сегодняшнем дне Аккерманской (Белгород-Днестровской) крепости — читайте здесь.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки