19.09.2011 | Культура
Ученый из США: «История Одессы может стать примером для подражания»
В эфире радио «Свобода» прозвучала программа «В городе мечты…», посвященная книге американского историка Чарльза Кинга «Одесса: гениальность и смерть в городе мечты».
Как отмечает автор передачи Наталья Голицына, «это не только история города со времени его основания в 1794 году и до наших дней, но и исследование одесского мифа, ставшего неотъемлемой частью облика некогда российского, а сейчас украинского порта на Черном море. Почти двести лет Одесса оставалась крупнейшим мультикультурным центром России».
«Чарлз Кинг пишет: когда Одессу в 1867 году посетил Марк Твен, то больше всего знаменитого писателя поразили космополитизм и мультикультурность. Это была причудливая смесь национальностей и религий: русские, евреи, украинцы, греки, турки, татары, немцы, итальянцы мирно жили бок о бок. В своей книге путевых очерков «Простаки за границей» Твен назвал Одессу Америкой в миниатюре.
Профессор Кинг, в свою очередь, пишет: если Петр I прорубил северное окно в Европу, построив Петербург, то Екатерина II, повелев создать на берегу Черного моря порт для экспорта российской пшеницы, прорубила южное окно не только в Европу (от Одессы до Вены ближе, чем до Москвы или Петербурга), но и в Азию. Поясняя подзаголовок – «Гениальность и смерть в городе мечты», Чарлз Кинг отмечает, что так подчеркивается парадоксальное сосуществование в городе творческой атмосферы и чудовищного насилия. А слова «город мечты» намекают на то, что возникновение Одессы, как и Петербурга, было реализацией чисто умозрительного проекта.
Главными создателями современного мифа об Одессе автор называет Сергея Эйзенштейна с его кинокартиной
– Я воспринимаю историю Одессы как некое зеркало, в которое могли бы смотреться современные россияне, чтобы обрести более благоустроенную и более толерантную жизнь.
Тем не менее, подчеркивает автор, одесские мультикультурализм и креативность соседствовали со вспышками чудовищного насилия:
– При изучении истории Одессы меня более всего поражало то, как космополитические природа и наследие этого города оказывались столь уязвимыми и непрочными. Одесситы всегда гордись своим мультикультурализмом. Они часто говорили: «Моя национальность – одессит». Это были патриоты. В то же время, когда жизнь в Одессе оказывалась под угрозой, этот мультикультурализм очень быстро испарялся. Удивительная вещь: в последние годы Российской империи Одесса нередко становилась местом, где царило неприкрытое насилие. Еврейские погромы в 70-е и 80-е годы XIX века и чудовищные погромы 1905 года были самыми жестокими антисемитскими акциями в российской истории. В истории города всегда присутствовало это напряжение между космополитизмом с одной стороны и ксенофобией, социальным насилием – с другой.
Значительное место в своей книге Чарльз Кинг уделяет судьбе одесской еврейской общины, которая, по его мнению, играла выдающуюся роль в культурной и общественной жизни города. Уничтожение общины во время румынской оккупации автор книги называет одной из величайших трагедий второй мировой войны. Если в 1941 году, пишет Кинг, еврейское население Одессы превышало 200 тыс. человек, то в 1944 году сократилось до 48 человек. Это предопределило последовавший культурный упадок города, считает автор:
– На русский язык в Одессе оказал влияние идиш. В речи одесситов присутствовало много еврейских слов. Да и сама интонация говора напоминала еврейскую. Это свидетельство того, какая роль была отведена в Одессе еврейской общине. Конечно, и сейчас в Одессе живут евреи, многие из них вернулись после 1945 года. Однако существовавшая до войны динамичная и креативная община уже не возродилась. После войны еврейское население Одессы не превышало 12%. До войны оно составляло более 30%.
Для современных России и Украины, пишет профессор Кинг, история довоенной Одессы может стать моделью политического и общественного развития, примером для подражания, образцом для формирования современной национальной идентичности:
– На протяжении долгого времени Одесса не была похожа на другие города России. Культурная, общественная и политическая жизнь города отражала не столько официальные имперские представления и идеалы, сколько альтернативные, маргинальные и неофициальные культурные реалии и практики. Я воспринимаю историю Одессы как некое зеркало, в которое могли бы смотреться современные россияне, чтобы обрести более благоустроенную и более толерантную жизнь. Одесса обычно отторгала людей, высокомерно мнивших себя выше и лучше других. Одесситы не любили всех этих высокопарных деклараций об имперском величии и могуществе; хотели оставаться самими собой. Это их собственная версия российской идентичности. И современная Россия могла бы извлечь уроки из их восприятия жизни».
Читайте также:
19.09.2011 | Криминал
19.09.2011 | Скандал
«Зеркало недели»: «борьба с контрабандой» в Одесской области парализовала импорт товаров в Украину
19.09.2011 | Криминал
В Одессе возбуждено уголовное дело о присвоении сиротских денег
19.09.2011 | Чрезвычайное происшествие
В Одесской области задержан юный водитель, уехавший с места гибели женщины
19.09.2011 | Жилищно-коммунальное хозяйство
19.09.2011 | Культура
В Одессе россияне стали чемпионами мира по «Что? Где? Когда»