18.07.2010 | Культура

Возвращение «Броненосца» в Одессе: легендарный фильм — на легендарной Потемкинской лестнице

Потемкинская лестница в Одессе превратилась в кинотеатр под открытым небом: здесь прошла демонстрация легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин».

Показ на большом экране, установленном у входа на Морской вокзал, состоялся в рамках I Одесского международного кинофестиваля (напомним, кинофорум открылся 16 июля). И фильм, и место его демонстрации были выбраны неслучайно: именно благодаря Эйзенштейну Потемкинская лестница стала известна всему миру, превратившись заодно и в культовое место для кинематографистов.

Показ отреставрированной копии прошел в живом сопровождении симфонического оркестра. Кстати, партитура, написанная композитором Эдмундом Майзелем, также восстановлена с оригинала 1926 года, который готовили для премьеры фильма в Германии. Премьера полной, отреставрированной версии «Броненосца «Потемкина» состоялась на Берлинале в 2005 году.

Так что, одесситы, во множестве собравшиеся на Потемкинской лестнице, могли увидеть и знаменитую ленту такой, какой видели ее первые зрители. А еще — почувствовать себя современниками тогдашних событий, которые вот так же, собравшись на приморских склонах, наблюдали за жаркой «потемкинской ночью» в Одесском порту.

«Ночь была горячая и темная; глубоко под нами в порту горели, как обычно, все фонари на молах и на судах, дрожа отражениями, а далеко в заливе, на версту и больше, одиночкой светилась неподвижная группа огней, и люди на нее молча указывали заново приходящим: броненосец», — так писал в своем романе «Пятеро» Владимир (Зеев) Жаботинский.

А накануне «прерывисто прокатился над Одессой первый из двух пушечных выстрелов, пущенных в тот день по городу с «Потемкина». Почти для всех жителей это был еще ни разу не слыханный звук: и у нас в редакции, и на последних окраинах показалось людям, что снаряд разорвался тут же во дворе. Мы выбежали на улицу. Там колыхались громадные толпы: я в первый раз еще видел тысячи в таком состоянии духа. Словно перст какой-то коснулся до нас, выбрав этот наш город изо всех городов России»…

Благодаря восставшему броненосцу «Князь Потемкин-Таврический», в июне 1905 года бросившему якорь на одесском рейде, по значимости и политическому резонансу в мире Одесса, пожалуй, обошла столичные города, отмечает известный одесский краевед и коллекционер Анатолий Дроздовский.

Так, мятеж на крупном военном корабле вдохновил французского художника, славящегося реалистически точным отображением сюжетов, писанных с натуры, Луи Реми Сабаттье (1863 – 1935) на написание картины, отражающей момент прощания одесситов с убитым офицерами матросом Григорием Вакуленчуком на Новом молу. Вероятно, зарисовка Сабаттье выполнена для солидного французского журнала «Иллюстрация», в котором трудился художник в качестве военного корреспондента, и оттуда попала в газеты и на открытки, растиражированные самыми разными, в том числе зарубежными, изданиями, что говорит об огромном интересе к одесским событиям во всем мире…

Лента Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» была снята к 20-летию первой русской революции. Премьера фильма состоялась в Москве 5 декабря 1925 года. Уже в 1926-м он был признан Американской Киноакадемией лучшим фильмом, а в 1954-м — «одним из лучших». В 1958 году по результатам международного опроса критиков в Брюсселе (110 голосов из 117) назван первым в числе 12-ти лучших фильмов всех времен и народов. Первым среди ста лучших фильмов «Броненосец» был признан и по итогам опроса киноведов мира в 1978-м.

До сих пор эта картина остается одним из самых значительных явлений мирового киноискусства. Фильм многократно становился объектом цитирования, причем в большинстве случаев особенного внимания удостаивалась легендарная сцена расстрела на Потемкинской лестнице. Она была полностью придумана Эйзенштейном, но, не неся в себе «исторической правды», стала одним из самых сильных и трагических символов, созданных за всю историю кино.

Не случайно знаменитый кадр с катящейся по ступеням детской коляской отражен в десятках фильмов, снятых разными режиссерами в разных странах. Среди них: «Возвращение «Броненосца» Геннадия Полоки (1996, Россия — Белоруссия), «Гудбай, Ленин» Вольфганга Беккера (2003, Германия) «Kebab Connection» Анно Зауля (2005, Германия), «Голый пистолет 33 1/3» Питера Сигала (1993, США), «Неприкасаемые» Брайана де Пальма (1987, США) и другие.

История восстания на военном корабле, ответ на вопрос «кто прав, кто виноват» по-разному (зачастую кардинально противоположно) трактовались в дореволюционные времена, в советские, в нынешние. Но зрителям, которые собрались накануне на Потемкинской лестнице, устроители просмотра предложили не урок из истории российской революции 1905 года и не дискуссию, в которой каждая сторона отстаивает свою правду.

«Это произведение не подлежит разрушению времени, послание, которое пытался донести Эйзенштейн, не теряет смысла и сегодня, — уверен известный «эйзенштейновед» Наум Клейман. — Сделав революцию в кинематографе, сняв фильм глазами очевидца, но с Гомеровской манерой повествования, Сергей Эйзенштейн стал объектом изучения не только искусствоведов, но и психологов, политиков и социологов».

Так что, под горячим и темным летним небом, можно было в полную силу ощутить гениальную правду искусства, которая нередко выше просто фактов, цифр и цитат. А себя — частью города, наделенного особым талантом — вдохновлять тех, кто способен творить эту правду.

Фоторепортаж Олега Владимирского смотрите здесь.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки