15.10.2013 | Экономика

Продление нефтепровода Одесса – Броды вошло в число приоритетов Еврокомиссии

Строительство польской части нефтепровода Одесса – Броды/Адамово – Броды включено в число приоритетных проектов Европейской Комиссии. Запланированная длина будущего участка магистрали – 371 км.

Объем транспортировки сырья – от 10 млн. т до 30 млн. т в год. В Еврокомиссии сообщили, что проект будет реализован в три этапа. После достройки самого нефтепровода его планируется запустить в аверсном режиме для перекачки каспийского «черного золота» на нефтеперерабатывающие заводы в Польше и дальше – на балтийские терминалы.

Маршрут транспортировки сырья выглядит следующим образом. Азербайджанская нефть по существующей системе трубопроводов поступает в грузинский порт Супса, перевозится танкерами в порт Южный (Одесская область), а затем, по магистрали Одесса – Броды, «течет» в Польшу.

Агентство «Украинские национальные новости» отмечает, что ни один российский проект в список Еврокомиссии не вошел.

Напомним: в сентябре экологическая инспекция Польши разрешила достроить до Плоцка нефтепровод Одесса – Броды. Ориентировочная стоимость проекта – 455 млн. евро, в том числе 120 млн. евро предоставляет Европейский Союз.

В апреле прошлого года председатель правления компании «PERN Przyjazn» (занимается в Польше эксплуатацией трубопровода «Дружба») Марчин Москалевич заявил, что Варшава настаивает на гарантиях заполнения сырьем будущего нефтепровода Одесса – Броды – Плоцк. Польша считает проект перспективным – при условии подписания межправительственных соглашений, а также договоров между поставщиками и потребителями сырья из бассейна Каспийского моря.

В сентябре 2011-го Бюро национальной безопасности Польши рассмотрело перспективы реализации проекта продления трубопровода Одесса – Броды до Плоцка и Гданьска. Президент Бронислав Коморовский подчеркивал, что «когда дело доходит до экономической жизнеспособности» проекта, «имеющего к тому же политические последствия», возникает «целый ряд моментов, необъяснимых до конца». А руководитель Бюро Станислав Козей отмечал: «Сама Польша не возьмет на себя ответственность за проект. Поставщики нефти должны объявить, сколько они могут транспортировать сырья и как намерены это делать».

В марте 2012 года азербайджанский министр энергетики Натиг Алиев сообщил о том, что специалисты Украины, Азербайджана, Грузии, Литвы и Польши завершили разработку технико-экономического обоснования для продления (до польского Гданьска) трубопровода Одесса – Броды. Чиновник также заявлял, что Баку заинтересован в проекте, реализация которого создаст альтернативный путь поставки каспийского сырья в Европу.

А в начале апреля 2012-го президент Азербайджана Ильхам Алиев выразил мнение о том, что у нефтепровода Одесса – Броды есть перспективы, но проект необходимо «подтолкнуть».

Справка. Сооружение 674-километрового трубопровода Одесса — Броды стартовало в 1996 году и завершилось в 2002-м. Из-за отсутствия контрактов на транспортировку нефти в Европу магистраль простаивала в течение двух лет. В 2004 году началась прокачка российского сырья в реверсном направлении (обратном проектному).

Также в 2004-м для строительства участка Броды — Плоцк (Польша) было создано совместное предприятие «Сарматия». Его учредителями стали пять нефтяных компаний — из Украины, Азербайджана, Грузии, Литвы и Польши. Сроки реализации неоднократно переносились. В конце 2007 года президенты Украины Виктор Ющенко и Лех Качиньски обсуждали этот вопрос, находясь в Одесской области. Причем первый пообещал, что трубопровод окончательно будет запущен максимум в 2009-м, а второй предположил, что в 2010 – 2011 году.

В феврале 2011-го, во время визита в Польшу украинского Президента Виктора Януковича, стороны не смогли договориться о продлении нефтепровода до Гданьска. В апреле польский премьер-министр Дональд Туск заявил, что его страна «по-прежнему заинтересована» в достройке трубопровода до Плоцка и Гданьска.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки