09.07.2009 | Конфликт

Страсти по Опере: увидят ли одесские зрители новую «Кармен»?

Премьеру новой постановки оперы «Кармен», запланированную на 10 и 11 июля, «никто не отменял». Об этом ТИА «Вікна-Одеса» сообщили в Одесском национальном академическом театре оперы и балета.

Что касается дальнейшей судьбы спектакля, равно как и других планов генерального директора — художественного руководителя Оперы Сергея Проскурни, то сегодня он «не готов комментировать». Напомним: кардинальный вариант разрешения конфликта в одесском театре предложила Премьер-министр Юлия Тимошенко. Сегодня она назначила нового исполняющего обязанности директора учреждения.

Как сообщает пресс-служба правительства, руководителем стал «выдвиженец коллектива» — народный артист Украины Анатолий Дуда. Это решение было принято в ходе сегодняшней встречи Премьера с представителями Оперного — оппонентами недавно назначенного на должность гендиректора — художественного руководителя Сергея Проскурни. «Оппозиционеры», активно сопротивлявшиеся этому назначению, попросили Ю. Тимошенко вмешаться в конфликтную ситуацию в театре.

Напомним: обязанности гендиректора — художественного руководителя известный киевский режиссер и продюсер исполнял с апреля. Был утвержден в должности 30 июня. Часть коллектива, включая ряд ведущих солистов, недовольная политикой нового начальника в кадровых и творческих вопросах, потребовала его увольнения.

Одним из поводов для обвинений в том, что этот руководитель намеревается «разогнать старую труппу», стала и новая постановка «Кармен». На одесскую сцену проект перенесли под девизом: «Молодежь — молодым!». Средний возраст артистов — 27 лет. Это вызвало резкое неприятие у заслуженных театральных деятелей — в частности, народных артистов Украины Анатолия Дуды, солиста с 33-летним стажем, и Людмилы Шириной, проработавшей в театре 35 лет.

Между тем, по словам режиссера-постановщика спектакля Берта Бинена, он стремился к тому, «чтобы публика ощущала: перед ней не только певцы, но и актеры»: «Преобразовал развернутые речитативы, которых, кстати, изначально не было у Бизе, в компактные диалоги. У нас все идет немного быстрее, чем в традиционном прочтении: не хочу, чтобы публика засыпала. Время изменяется, и публике, особенно молодой, трудно сконцентрировать внимание на длинном действе».

Премьера этого международного проекта, над которым работали три организации — Foundation International Opera Productions, Supierz Music Management B.V. (Нидерланды) и ООО «Проскурня Продакшн» (Украина), состоялась в сентябре прошлого года в голландском городе Бреда. Затем постановка была интенсивно «обкатана» в театрах 24 европейских городов. Киевская премьера состоялась 8 ноября 2008-го на сцене Национальной оперы Украины. Тогда в спектакле участвовали международный состав исполнителей, а также оркестр Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества.

Постановочная группа в полном смысле слова интернациональна: дирижер-постановщик «Кармен» — Кевин Маллон (Канада), режиссер-постановщик — Берт Бинен (Нидерланды), художник-постановщик — Йос Гроньер (Нидерланды), художник по костюмам — Жанна Босняк (Германия).

В спектакле задействованы оркестр и солисты Одесского Национального академического театра оперы и балета, студенты Одесской государственной музыкальной академии имени Антонины Неждановой. Открытием обещает стать партия Кармен в исполнении студентки ОГМА Екатерины Цымбалюк (она споет на премьере, запланированной на 10 июля). А на состоявшемся накануне пресс-показе можно было услышать другую Кармен, выпускницу Днепропетровской музыкальной академии имени Михаила Глинки Ирину Петрову, уже известную в этой партии меломанам Европы и Киева.

Несомненное вокальное мастерство, актерские данные и гибкий голос удивительно приятного тембра в сочетании с яркой внешностью — такую Кармен зрители не могут не полюбить. А что касается непривычного имиджа солистки (вообще-то блондинки не раз исполняли эту партию в разных театрах мира, не скрывая подлинного цвета волос), то эту деталь прокомментировал один из первых зрителей: «Роковая женщина — это не обязательно черные кудри, это та, с которой хочется быть, несмотря ни на что!»

Роль Хозе досталась тенору Эдуарду Мартынюку (в свое время он покинул Одессу, а теперь возвратился — на радость своим поклонникам). Все «коронные» арии Хозе были исполнены так, что вызывали овации. В постановке заняты также одесские солисты Надежда Сычук, Анна Литвинова (Микаэла), Иван Фляк (Эскамильо), Вадим Черниговский (Эскамильо, Цунига), Дмитрий Павлюк (Цунига) Юрий Дударь (Данкайро), Сергей Красных (Ремендадо), Алексей Грузин (Моралес), солистка балета Мария Рязанцева (Кармен-символ). В театр ради этой постановки вернулись концертмейстеры Светлана Тимофеева и Наталья Изуграфова.

Что будет дальше — ограничится ли жизнь новой «Кармен» на одесской сцене только премьерой (а может — и допремьерным показом?), сегодня — вопрос открытый.

А пока увидеть фрагменты спектакля можно в фоторепортаже Евгения Волокина.

Пресса о проекте «Кармен»:

Черная дама в вуали — отождествление смерти, ватные куклы – альтер эго действующих лиц и одновременно «контейнер» для контрабанды, всеобщая свобода под понюшку белого порошка и огромная «трещина» на жизнях и в декорациях… Музыкальный материал нового спектакля оказался аутентичным Бизе, к тому же опера звучит на языке оригинала — французском, а вот само действо претерпело разительные метаморфозы… В отличие от Жеглова из вайнеровского романа «Эра милосердия», заявлявшего, что время и место действия изменить нельзя, в новой постановке поменять эти две составляющие оказалось очень даже можно. В итоге — оригинальное прочтение знакомой классической оперы… Досадно будет, если международный проект редкого для Украины европейского формата затеряется где-то на задворках театральной истории. Людмила ДЕНИСЕНКО, «2000».

История этого интернационального оперного предприятия — пример рачительного современного западноевропейского театрального менеджмента. Урок этого проекта, весьма полезного украинскому театру, и оперному в первую очередь, в том, что интернациональная творческая команда наглядно продемонстрировала, как можно с помощью минималистских средств (на 90 % проект финансировала Международная фундация оперных постановок) создать коммерчески успешный, а главное, современный оперный продукт… В результате получился весьма динамичный и режиссерски продуманный спектакль. Именно такие спектакли дают возможность влиять на жизнь искусства в целом (и оперы в частности) в Украине. Важно делиться опытом или приобретать его. Важно дать шанс, который нельзя упустить. Наконец, важно помочь молодым артистам получить выгодный ангажемент, познакомить их с публикой, а публику — с ними. Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ, «Зеркало недели».

Інформагентство «Вікна-Одеса»

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки