07.10.2019 | Конфликт
Одесский украинский театр перед угрозой закрытия: нужны 4 миллиона, власти ищут «дорожную карту»
Скандальную ситуацию, сложившуюся вокруг Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В. Василько, обсуждали сегодня в мэрии и областном совете.
Значительный общественный резонанс вызвало судебное решение, принятое 2 октября: театр подлежит закрытию в 10-дневный срок. С иском обратились пожарные, причина – в учреждении не устранили все нарушения, обнаруженные чрезвычайщиками в январе 2018 года, в ходе плановой проверки. Тогда сотрудники службы выявили 56 нарушений противопожарной безопасности. В театре сумели справиться с 53-мя. Остались три – требующие наибольших финансовых вложений.
Как сообщила сегодня на аппаратном совещании в мэрии советник городского головы Елена Павлова, речь идет о сумме порядка 4 млн. грн. Необходимо поменять шумопоглощающее напольное покрытие в зрительном зале, навесной потолок в фойе и оборудовать систему дымоудаления. Управление культуры облгосадминистрации изыскало 1 млн., но для того, чтобы театр получил эти деньги, нужно решение сессии облсовета. Региональный же «парламент» необходимые средства не выделил.
«То есть, те, кто обязан предусмотреть средства в бюджете на обеспечение противопожарной безопасности как на обязательное условие жизнедеятельности столь значимого учреждения, считают, что есть задачи важнее в области в целом и в сфере культуры, в частности,
«И еще, наверное, пришло время поднимать вопрос о том, когда учреждения культуры (театры, музеи) перестанут висеть в воздухе между государственным и местным управлением, находясь в ведении и управлении у обладминистраций и облсоветов, являясь государственными, но практически гарантированно отодвинутыми на унизительный задний план вместо гарантий на развитие», – считает Е. Павлова.
А А. Ройтбурд
Как пояснила в комментарии агентству «Вікна-Одеса» директор – художественный руководитель театра Юдия Пивоваров, «до момента изготовления проектной документации и определения стоимости работ мы можем только теоретически говорить о том, что деньги нам нужны». По ее словам, средства на разработку документации по установке системы дымоудаления были выделены в мае этого года (заказчиком выступило управление имущественных отношений облсовета). Однако необходимых бумаг до сих пор нет.
Она добавила, что в театре не просто отсутствовала противопожарная сигнализация, не было даже проектной документации по ее установке. Все вопросы решались поэтапно: учреждение подавало заявку на изготовление документов, после определения объема и стоимости работ выделялись средства на их выполнение.
Еще в прошлом году театр получил деньги, в частности, на установку пожарной сигнализации и выведение ее на пульт, на ремонт и автоматизацию насосов, и часть работ была выполнена. В мае была подана заявка на разработку проектов систем дымоудаления и молниезащиты, установку металлических перегородок 1 класса, защищающих электрощитовые.
Что же касается ремонта фасада здания театра, то он ведется за счет субвенции из госбюджета. Ее выделение переходит из года в год. В феврале этого года театр обратился к тогдашнему премьер-министру Украины Владимиру Гройсману. Был получен ответ, что в апреле на комиссиях Минфина рассмотрят вопрос о выделении денег на ремонт фасада. «В апреле это уже никого не интересовало», – заключила Ю. Пивоварова.
Что ж до одной из главных проблем, на решении которой настаивают в ГСЧС, – установки системы дымоудаления, то, как заявила сегодня на внеочередной сессии облсовета и.о. председателя облгосадминистрации Светлана Шаталова, деньги есть, проблема – в проведении тендерной процедуры.
«Я очень обеспокоена сложившейся ситуацией... Деньги для установления системы (дымоудаления) есть. Но сам процесс затянут во времени: проектно-сметная документация не делается за несколько дней, 35 дней нужно на тендерную процедуру плюс 10 дней – на обжалование результатов. Это здание – памятник архитектуры, там нельзя просто так что-то установить. Мы рассматриваем разные варианты решения этих проблем. У нас есть дорожная карта, по которой будем двигаться, чтобы отрегулировать ситуацию», – подчеркнула она.
Глава областного собрания Сергей Паращенко дал протокольное поручение своему первому заместителю Вадиму Шкаревскому создать рабочую группу по решению проблем театра и провести совещание по данному поводу с профильными департаментами и представителями Госслужбы по чрезвычайным ситуациям.
Театр, между тем, обнародовал
Справка. Здание нынешнего
Новый театр был задуман опытным антрепренером и театральным деятелем, оперным певцом Александром Илиадоровичем Сибиряковым, происходившим из состоятельной семьи киевских сахарозаводчиков. Он взял на себя финансирование строительства, тем самым положив начало существования постоянной драмы в Одессе.
Театр, открывшийся 16 октября 1903 года, одесситы традиционно называли «Сибиряковским», по фамилии его создателя, независимо от того, что он многократно передавался другим антрепренерам.
Здание не раз «преследовали» пожары: первый произошел в 1906 году и потребовал значительной внутренней перестройки. По просьбе Сибирякова городские власти даже сменили несчастливый номер дома – 13 – на 15. Однако, эта хитрость не помогла, и театр снова горел – в 1913-м и в 1914 году, после чего был восстановлен в несколько измененном виде архитектором Моисеем Линецким.
В ноябре 1925 года была основана «Одеська українська Держдрама». Имя же, которое театр носит сейчас, было присвоено ему в 1995-м – в честь выдающегося украинского актера, режиссера, драматурга, историка и теоретика сценического искусства, театрального педагога Василия Степановича Василько, посвятившего одесской труппе немало лет своей творческой деятельности. История театра неразрывно связана с корифеями отечественного искусства (здесь играли Наталья Ужвий, Юрий Шумский, Полина Нятко, Лидия Мациевская, Иван Твердохлеб), чьи традиции продолжали режиссеры и актеры новых поколений.
В репертуаре «васильковцев» национальная классика (спектакли по произведениям Ивана Франко, Николая Гоголя, Михаила Старицкого, Ивана Тобилевича и других) – традиционно сочетается с мировой драматургией (от Софокла, Уильяма Шекспира, Эрнста Теодора Амадея Гофмана – до Бертольда Брехта). В то же время коллектив постоянно обращается и к творчеству современных авторов – с самой актуальной проблематикой сегодняшнего дня.