09.10.2017 | Общество

Премьера в Одесской музкомедии: цыгане без цыганщины (фото)

В Одесском академическом театре музыкальной комедии им. М. Водяного прошла премьера оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон», передает корреспондент агентства «Вікна-Одеса».

Это – одна из самых любимых одесситами оперетт, которая уже дважды ставилась в Мзкомедии (в 1971-м и 1982 году), в общей сложности шла на сцене театра более 20-ти лет и является своеобразным рекордсменом по количеству сыгранных спектаклей.

«Цыганский барон» – типичный пример классической оперетты. С полным набором актеров традиционных опереточных амплуа (герой – героиня, простак – инженю…), великолепной музыкой Короля вальсов, африканскими страстями и интригами. Спектакль, в котором в конце все разрешается к вящему удовольствию героев и зрителей, порок наказан, любящие сердца воссоединяются, бутафорские слезы и вино льются рекой.

Сюжет оперетты, как правило, особой сложностью не отличается, но это открывает возможность для наиболее полного самовыражения постановщика и для привнесения в спектакль основной идеи, волнующий режиссера и автора либретто.

Для главного режиссера театра Владимира Подгородинского такая идея – любовь к своей земле. «Сегодня молодежь стремиться уехать в благословенную Европу, Австралию или Америку. А жить надо на своей земле. Она прекрасна. Я объездил всю Украину – это та страна, в которой нужно жить», – рассказал он на пресс-конференции.

...Итак, молодой барон Шандор Баринкай по требованию дяди графа Омоная и по совместительству губернатора, возвращается в родное имение. И обнаруживает, что его захватил коварный и жадный арендатор – свиновод Зупан. Последний распространяет слухи о том, что молодой барон убит на дуэли в Париже, и тем самым оправдывает свое хозяйничанье в поместье.

А там разворачиваются драма за драмой. Зупан собирается выдать свою дочь Арсену за богатого, но старого судью Карнеро. А та любит молодого, но бедного батрака Оттокара и не намерена идти за нелюбимого. Кроме того, Зупан решил прогнать расположившийся в усадьбе цыганский табор. Все эти события требуют немедленного вмешательства настоящего хозяина имения.

И Баринкай всем обещает свою помощь и защиту. Тем более, что его сердце пленила молодая прекрасная цыганка Саффи. Но вот проблема – Зупан упорно не хочет признавать молодого хозяина. Вместе с Карнеро они отправляют барона, а теперь уже и цыганского барона, коронованного табором, за решетку. Так сказать, по совокупности преступлений, самое тяжкое из которых – его венчание с Саффи по «языческому» обряду.

Но тут появляется «высокий гость» – сам губернатор. Он освобождает племянника и сообщает Карнеро, что тот уволен. Отставной судья для Зупана теряет привлекательность в качестве зятя, и рука Арсены достается Оттокару.

А что делать с женитьбой барона на цыганке? Тут мать Саффи Чипра признается, что девушка в младенчестве была похищена табором из дворянской семьи. В доказательство Чипра представляет медальон, по которому граф узнает свою пропавшую дочь. И, вместо того, чтобы тут же наказать похитительницу, благодарит ее за хорошую заботу о ребенке.

Все счастливы, кроме Карнеро, да еще Зупана, который не только лишился зятя-вельможи, но и потерял любовницу. Домоправительница Мирабелла, ублажавшая хозяина, переметнулась к слуге Баринкая Стефану. Ну, а молодой барон отказывается переезжать с замок дяди-тестя и решает обосноваться на самой прекрасной родной земле. Осталось, правда, неясно, зачем Омонай так срочно выписал племянника, но об этой маленькой детали к концу спектакля все забыли.

Когда ставят оперетту, в которой появляются цыгане, постановщикам очень трудно не скатиться в разлюлималинистую цыганщину. Одесситам удалось сдержать порывы души и проявить хороший вкус. В первую очередь, благодаря великолепным декорациям и костюмам, разработанным лауреатами премии «Золотая маска» Степаном Зограбяном и Ольгой Резниченко.

Отдельно хочется отметить зажигательные танцы (чардаш и цыганочка – но без цыганщины!) в постановке балетмейстера Аллы Рубиной.

«Цыганский барон» показал, что у театра сегодня есть проблемы с актерами «героического» амплуа (правда, недостаток героической внешности сполна компенсируется великолепными голосами).

Но с характерными актерами – полный порядок. Они великолепно справились с поставленной задачей. Арсена (Наталья Ткачук) – под внешностью девочки-ромашки скрывает железный характер и незаурядное упорство. Оттокар (Александр Олтянов) – простак-простаком и нуждается в железной женской руке. Зупан (Николай Завгородний) – типичный хитрый «куркуль», в результате перехитривший самого себя.

Мирабелла (Аурика Ахметова) – эдакая венгерская Трындычиха. Стефан (Александр Владыченко) – обаятельный жулик и ловелас, но храбрый и преданный хозяину. Карнеро (Владимир Кондратьев) – напыщенный индюк. Актер даже воспроизвел «птичью» походку – высоко подбрасывали колено, выставляя далеко вперед ногу.

Все они не раз срывали аплодисменты зрителей и вызывали смех.

Яркие костюмы, прекрасная музыка, зажигательные танцы – что еще нужно для отдыха в холодный осенний вечер?..

Инна Кац, фото Олега Владимирского.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300