18.05.2017 | Общество

Суд до сих пор не разрешает реставрировать «одесского Караваджо»

Суд блокирует начало работ по реставрации картины «Поцелуй Иуды или Взятие Христа под стражу», похищенной в 2008 году из Одесского музея западного и восточного искусства.

Об этом в интервью корреспонденту агентства «Вікна-Одеса» сообщил директор учреждения культуры Игорь Пороник.

Напомним: полотно было украдено из одесского музея в ночь на 1 августа 2008 года. В это время там находился один охранник, а на окнах отсутствовали решетки. Сигнализация, которая была установлена в музее в 1996-м (она состояла из акустических датчиков, включающих сирену только при повреждении оконных стекол), не сработала.

«Взятие Христа под стражу» было найдено в Берлине летом 2010 года в ходе совместной немецко-украинской операции при участии антитеррористического подразделения GSG 9. Четверо подозреваемых — трое украинцев и россиянин — были арестованы при попытке продать полотно. Всего по этому делу арестовали 20 человек, которых сочли причастными к международной банде похитителей предметов искусства.

Картина же, серьезно пострадавшая от рук воров, была доставлена в Украину и передана на хранение в Национальные художественные реставрационные мастерские – на время досудебного расследования.

«Досудебное расследование давно закончилось, за это время сменились четверо судей, один из подозреваемых умер. В прошлом году я участвовал в заседании суда. Спрашиваю: почему нельзя реставрировать? Судья отвечает: это вещдок. Все факты преступлений этой группы свели в одно дело, и пока не будет доказана вина по другим эпизодам, картину не разрешат реставрировать», – сказал И. Пороник. Он подчеркнул, что этой позиции придерживались все четверо судей.

Директор музея считает, что в такой мере нет необходимости. Когда нашли картину, специалистами в реставрационных мастерских было составлено экспертное заключение. По логике, этот документ, в котором зафиксировано состояние полотна, стоимость его реставрации и другие моменты, должен фигурировать в деле, а не сама картина.

«А если за время нахождения картины в реставрационных мастерских с ней что-то случиться, кто будет отвечать за это? Те, кто ее украл? Где логика?», – возмущается И. Пороник.

По его словам, единственное, что удалось сделать – реставрировать кромки, оставшиеся на раме картины, после того, как из нее вырезали полотно. Это помогло установить идентичность найденной в Германии картины и опровергнуть слухи о том, что произведение искусства за два года подменили.

Также И. Пороник заявил, что в музее по-прежнему считают: это картина кисти Микеланджело Меризи да Караваджо, одного из самых знаменитых итальянских художников XVI – XVII вв., а не копия с более известной версии этого полотна, хранящейся в Дублине.

«Существует около 30 копий этой работы. Все они – разного уровня. В те времена практиковались авторские копии одной и той же работы. Лет 20, пока в Дублине не всплыла эта картина, не подвергалось сомнению, что у нас – подлинный Караваджо. Обе работы, как показал анализ, написаны в один период. Вопрос: в каком музее подлинник, а в каком – авторская копия или копия, сделанная в тот же период. Есть версия, что копия выполнена художником того же периода, чьи работы не сохранились. Если выяснится, что это так, это не менее интересно. Хотя я считаю, что это невозможно установить», – утверждает специалист.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки