04.06.2015 | Наука

В США нашли крупнейшую акулу эпохи динозавров

Американский студент и его подруга случайно обнаружили кости, принадлежавшие акуле Leptostyrax macrorhiza. Об этом сообщается в журнале PLoS One, а коротко об истории открытия рассказало издание Live Science.

Изображение: Frederickson et al.

Эта рыба длиной в шесть-девять метров была одним из крупнейших морских хищников раннего мелового периода (100 миллионов лет назад).

Джозеф Фредериксон (Joseph Frederickson), докторант Университета Оклахомы, в 2009 году побывал на экскурсии к геологической формации Дак-Крик (Техас), славящейся своими залежами беспозвоночных морских животных (прежде всего аммонитов). 100 миллионов лет назад на этой части Техаса находилось неглубокое море. Девушка, а ныне жена ученого, споткнувшись о валун, обратила внимание на торчащие из земли крупные (11,4 сантиметра) позвонки.

По некоторым внешним признакам ученый отнес обладателя позвонков к отряду ламнообразных акул. В научной литературе Фредериксон нашел описание сходных позвонков того же возраста (100 миллионов лет), найденных в 1997 году в Канзасе — и счел техасскую и канзасскую акул представителям одного и того же вида.

Между тем анализ морских экосистем мезозоя заставил Фредериксона выдвинуть гипотезу, что акула относится к Leptostyrax macrorhiza. Раньше от этой рыбы находили только зубы, что не давало составить представление о ее размерах, которые составляли от шести до девяти метров в длину.

Впрочем, палеонтолог Кенсу Симада (Kenshu Shimada), открывший канзасские окаменелости, не уверен в правоте Фредериксона. «Позвонки могут принадлежать и не Leptostyrax, а другой ископаемой акуле с мелкими зубами. Вспомните современных китовых акул — огромный размер сочетается у них с рационом из планктона», — заявил ученый.

В любом случае открытие Фредериксона меняет представление ученых о морях раннего мелового периода. Единственными крупными хищниками там считались плиозавры — длинношеие родственники современных ящериц, длиной до 12 метров. Теперь оказалось, что в океанах было достаточно пищи для как минимум двух хищников высшего порядка.

Фредериксон предполагает, что пищевые пристрастия Leptostyrax были такими же, как у современных белых акул: Leptostyrax могли питаться крупной рыбой, морскими рептилиями, детенышами плиозавров и даже трупами их родителей.