02.03.2020 | Культура

О, Фортуна! В Одесской опере – «Кармина Бурана», перезагрузка

В Одесском национальном академическом театре оперы и балета прошла премьера новой версии сценической кантаты немецкого композитора Карла Орфа «Кармина Бурана».

«Carmina Burana» – название средневекового сборника стихов и песен странствующих монахов и студентов. Он был обнаружен в начале ХIХ века в бенедиктинском монастыре Бойерн в Баварии. В переводе с латыни «carmina» значит «песни», «burana» – название местности, где была найдена рукопись. В стихах же отражена своеобразная средневековая картина мира, где человеческой жизнью правит слепая Фортуна.

К моменту создания кантаты Карлу Орфу было 40 лет, он был известен больше как педагог-новатор. Они с женой только недавно открыли школу, где обучали детей по собственной методике – через движения тела, ритм и игру на простейших инструментах в ребенке пытались «разбудить» природную музыкальность и талант.

Именно тогда в руки композитору и попал сборник, найденный в одном из баварских монастырей. Он был датирован 1300-м годом, и содержал множество текстов, написанных вагантами – странствующими певцами и поэтами. К тому времени средневековый монастырский песенник пережил уже четыре издания. Название «Carmina Burana» дал его первый хранитель и издатель Иоганн Шмеллер.

На первой же странице было изображение колеса фортуны. Эмблема представляет собой несколько кругов, которые соединяют внешний, внутренний и духовный миры. В центре – фигура богини Судьбы. Спицы – как параллели. Но когда колесо вращается, то человек, изображенный по краям рисунка, оказывается в разных положениях…

Сборник содержал более 250 стихотворений, из которых Орф выбрал 24 – о любви, весне, застольные и сатирические песни, оставив нетронутыми старинные тексты на латинском, старонемецком и старофранцузском языках. Премьера кантаты состоялась в июне 1937 года.

Напомним, ранее в Одесском оперном театре уже обращались к этому произведению (впервые «Carmina Burana» здесь была показана в 2013 году). Вторая же постановка, приуроченная к 125-летию композитора, – это не возобновление, а совершенно новый вариант. И, надо признать, он более удачен, чем предыдущий. Очевидно, не в последнюю очередь потому, что режиссер (хореограф и режиссер постановщик – Герард Мостерд) не пытался придумать какую-то свою историю, а шел за замыслом автора, за музыкой, создавая гимн изменчивой Фортуне.

Современная хореография, невероятная пластика завораживают зрителя. Постановщику удалось добиться от солистов и кордебалета практически ювелирного исполнения.

Слаженному звучанию хора не мешает даже то, что хористы, исполняя это сложнейшее произведение, постоянно передвигаются по сцене, садятся и даже ложатся на нее. Наше динамичное время диктует новые формы оперных постановок. Статичный хор сегодня снижает впечатление от зрелища.

Нежнейшие детские голоса звучат, как ангельское пение (руководитель детского хора – Лариса Гарбуз). Впечатление усиливается тем, что художник по костюмам Нэнси Авондтс одела детей в белые балахоны, а взрослых хористов – в черные.

Великолепно, невероятно выразительно звучат голоса молодых исполнителей Алины Другак (сопрано), Александра Прокоповича (тенор), Богдана Панченко (баритон).

Эта постановка еще раз показала, что молодые исполнители в Одесской опере по части вокала не уступают своим маститым коллегам, а в актерском мастерстве иногда и превосходят их. Единственное, чего им не хватает, – опыта. А его можно получить только чаще выходя на сцену.

Остается также отметить со вкусом сделанную стильную видеоинсталляцию (Зибе Кокке), которая не иллюстрирует тексты песен, а усиливает впечатление от них, создает настроение.

Несомненно, «Кармина Бурана» станет одним из лучших спектаклей в репертуаре театра.

Инна Кац.

Фото Юрия Литвиненко со страницы Одесской оперы в «Фейсбуке».


Інформагентство «Вікна-Одеса»

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки