27.02.2020 | Культура

В Одесской опере снова поставили «Кармину Бурану»

28 и 29 февраля в Одесском национальном академическом театре оперы и балета состоится премьера сценической кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана», передает корреспондент агентства «Вікна-Одеса».

Театр уже обращался к этому произведению. Впервые его поставили на открытие ІІ Фестиваля искусства в Одесской опере в 2013 году, когда представление прошло опен-эйр, под открытым небом. В 2015-м – перенесли на сцену театра – к закрытию фестиваля «Бархатный сезон». Нынешняя постановка – не возобновление, а совершенно новый вариант. Приурочена она к 125-летию со дня рождения композитора. В театре не скрывают, что собираются «вывозить» ее на гастроли за границу. А первыми новую «Кармину Бурану» увидят одесситы и гости города.

То, что ранее в театре исполняли эту кантату, очень облегчило задачу и хору, и оркестру, но, вместе с тем, возникли свои подводные камни, связанные с режиссерской концепцией и вариативностью партитуры.

«Трудно сказать, что будет исполняться аутентичный вариант, потому что композитор во многих местах партитуры обозначал темпы от и до. Многое зависит от концепции хореографа-постановщика и режиссера», – рассказал дирижер-постановщик, главный дирижер Одесской оперы Вячеслав Чернухо-Волич.

Темп, заданный постановщиком танцев, оказался не всегда приемлем для хора. Поэтому во многих случаях пришлось искать компромисс. Самая трудная задача у хора. Ведь ему придется двигаться по сцене и даже… танцевать (так же, к слову, как и солистам). А, значит, нужно было выучить наизусть все тексты: с тетрадью с партитурой в руках не потанцуешь. А выучить тексты песен из «Кармины Бураны» – задача не из легких даже для опытных хористов, на раз справляющихся с любой итальянской оперой и даже с Вагнером. Ведь написаны они на старонемецком, старофранцузском языках и классической латыни. Чтобы решить эту задачу хормейстеру пришлось применить различные методики.

«"Кармина Бурана" – лакмусовая бумажка для любого хорового коллектива. Такие произведения как это, «Реквием» Верди и Девятая симфония Бетховена – визитные карточки серьезных хоровых коллективов… Это произведение ставилось в театре раньше, и огромный задел в работе хора сделал мой предшественник, выдающийся хормейстер Леонид Бутенко. Он это произведение проработал очень тщательно. Моей скромной задачей было привести исполнение этого произведения в хорошую форму. И (мы не ищем легких путей!) нам была поставлена задача выучить наизусть текст. Думаю, в Украине ни один хор не поет «Кармину Бурану» наизусть. Роль хора здесь кантатная. Он сопровождает действие статично, на станках, и, как правило, в концертных исполнениях вся видеонагрузка идет на балет. Хор является комментатором», – рассказал главный хормейстер театра Валерий Регрут.

По его словам, каждый элемент этой синтетической постановки – оркестровое исполнение, танцы, видео, хор – сделаны на очень высоком уровне очень хорошими профессионалами. Теперь самое главное, как режиссер сможет совместить все эти четыре компонента. Для этого необходимо много репетиций, а на них при плотном графике, действующем в театре, времени не было.

Дирижер рассказал, что старался следовать партитуре Орфа, а, значит, ввести в оркестр все прописанные композитором инструменты. Здесь, опять же, возникли проблемы: в оригинальной версии «Кармины Бураны» должны звучать два рояля, а в небольшую оркестровую яму одесского театра они не помещаются. Пришлось заменить их одним фортепиано и одним электрическим пианино. Чернухо-Волич гарантирует, что они полностью воспроизводят звучание двух роялей.

Он уверяет, что такой постановки «Кармины Бураны» в Одессе еще не видели. Великолепная хореография режиссера и хореографа-постановщика Герарда Мостерда (Нидерланды) делает это произведение ярким и современным.

Постановку осуществляла международная группа специалистов из Нидерландов, Германии, Бельгии. Художник-сценограф – Стивен Демедтс, художница по костюмам – Нэнси Авондтс, автор видеографического сопровождения – Зибе Кокке, художник по свету – Васко Лисиков. А сольные партии исполнят молодые и опытные певцы Алина Ворох, Надежда Сычук, Алина Другак, Александр Прокопович, Павел Смирнов, Богдан Панченко, Владислав Горай.

Инна Кац.

Фото Олега Владимирского.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки