14.06.2019
«Мы все строим свой самолет»: «Маленький принц» в Одесском ТЮЗе

В тот день, на который в Одесском ТЮЗе была назначена премьера спектакля «Маленький принц» по одноименной повести Антуана де Сент-Экзюпери, в Одесской области объявили траур по погибшим во время пожара в психиатрической больнице на Слободке. Но театр решил не отменять премьеру, спектакль начался с того, что зрители минутой молчания почтили память жертв трагедии.



– Странным образом это трагическое событие перекликается с нашим спектаклем. Ведь «Маленький принц» начинается смертью (помните, ребенок видит картину, как удав проглотил хищного зверя) и заканчивается смертью. Смерть – это страшная вещь, но она необходима, если человек правильно к ней относится. Эта мысль: «я не вечен», заставляет задуматься, кто мы, зачем мы живем. И даже ребенок, осознав, что он может умереть, старается жить так, чтобы оставить после себя светлую память. Спектакль начинается с аварии самолета. Это не случайно. Мы, люди – все здесь в состоянии в аварии. И всю жизнь строим свой самолет, который унесет нас к звездам, - говорит режиссер-постановщик спектакля Яника Коппел (Таллинн).



Яника получила право поставить в ТЮЗе спектакль, став одной из победителей международного конкурса-лаборатории постановок молодых режиссеров «Открытые двери – 2018» (он был организован совместно с продюсерским центром OpenDoors при поддержке Украинского культурного фонда; также победителем конкурса стал Анатолий Баркар, поставивший спектакль «Красная каска»).



Яника – маленькая, светлая, солнечная. Она много и охотно улыбается.



– Как вам работалось с одесситами?

– Замечательная команда. Мы познакомились на лаборатории, очень подружились. Я очень ждала встречи с ними, и они – со мной

– Мы в ответе за тех, кого приручили?

– Да, как я их, так и они меня. Это обоюдная связь…



Режиссер рассказала, что ставит «Маленького принца уже четвертый раз. А первую постановку осуществила в 15 лет, в театральной студии, где в то время занималась.



– Экзюпери для меня – очень светлый автор. Как ангел, - говорит она. – Эта постановка очень отличается от тех, что я делал раньше. Для меня это некий шаг вперед, к осмыслению этого произведения. В Одессе я ставлю спектакль о стремлении человека быть целостным, собрать себя.



…Программка спектакля сначала обескураживает. В ней сверху перечислены действующие лица (Летчик, Принц, Роза, Король, Честолюбец, Пьяница, Географ, Деловой человек, Фонарщик, Лис и другие), а внизу – имена актеров занятых в спектакле (кстати, на сцене актеры не только ТЮЗа, но и театра-студии «Призвание»). Как это? Почему не указано, кто какую роль исполняет? – поднимается в зрителе возмущение. И только после начала спектакля становится понятен режиссерский ход.



Здесь каждый играет по нескольку ролей. Актеры – и «коллективный» удав, и розы, и рассказчик – Летчик. И все вместе составляют самолет, на котором Летчик в конце улетит. И каждый из них по очереди (и мужчины, и женщины) играют заглавного героя. И это не удивительно – ведь в каждом из нас живет Маленький принц.



Каждый, как и он, шел и идет по пути познания, встречая по дороге то Честолюбца, то Пьяницу, пьющую, чтобы не было стыдно… пить. То не покидавшего ни разу кабинет Географа, то человека, пытающегося присвоить себе звезды. И каждый, хоть раз в жизни, пытался найти для себя лучшую планету, лучшего друга. И каждый раз оказывалось, что лучших друзей не бывает. А планета хороша и твоя. Нужно только не забывать главное правило: «встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».



Кто он, Маленький принц? Фантазия рассказчика – на грани галлюцинации? Или реальный ребенок, непонятно как оказавшийся в пустыне? Этого мы так и не узнаем.



И только в конце спектакля Маленькому принцу удается стать целостным, собрать себя. Последнюю сцену, где Принц (Илья Шульга), готовясь умереть, чтобы опять увидеть свою Розу, дарит Летчику (Алексей Межевикин) самое ценное – свой смех и звезды – зал смотрел затаив дыхание. У многих зрителей на глаза навернулись слезы.



«Маленький принц» – молодежный спектакль. Молод режиссер, большинству актеров на сцене не исполнилось и 30-ти лет. А сценографом стала студентка Одесского театрально-художественного училища Кристина Захарова. Это – ее дипломная работа. Интересно, что Кристина начала работать над «Маленьким принцем» еще до того, как театр принял спектакль к постановке. Правда, это была другая инсценировка. «Самым трудным было совместить мое видение произведения с видением режиссер», – рассказала она. Но в процессе обсуждений общее решение было найдено.



Оформление спектакля минималистическое, но очень, как сейчас принято говорить, «атмосферное». Задник сцены – маленькие лампочки на темно-синем фоне. Звезды. Часть задника перекрывают щиты – пустыня, горы (как мы помним, самолет Летчика падает в Сахаре), а повернутые другой стороной они превращаются в книжные шкафы в кабинете у Географа. Над сценой парят два самолетных крыла и хвост. А на авансцене установлен нос летательного аппарата с пропеллером. Актеры одеты в комбинезоны стального цвета и прозрачные белые накидки, на которых вышиты звезды. В руках у них – розовые шарфики, которые они по ходе действия обыгрывают, то делая из них розы, то – Лиса.



– Я изначально хотела пойти в оформлении спектакля от текста. А Яника – от личности автора, – продолжает художница. А режиссер подхватывает: – Естественно, от автора. Автор – первичен. Текст – это часть автора. К тому же вы помните, как закончил Сент-Экзюпери: он сам превратился в Маленького принца...



Инна Кац.



Дата съемки: 12.06.2019.



Фото: Николай Вдовенко.