Архитектор и город

Генрих Владимирович Топуз

Генрих Владимирович Топуз

К 100-летию со дня рождения архитектора Г.В. Топуза 10 сентября 1916 г. в доме № 97 по ул. Большая Арнаутская, в семье инженера-строителя, талантливого художника и успешного предпринимателя Владимира Леонтьевича Топуза (1884-1956 гг.) родился третий ребенок — сын Генрих.

Владимир Леонтьевич Топуз

Владимир Леонтьевич Топуз

Екатерина Ильинична Топуз (Штейнберг)

Екатерина Ильинична Топуз (Штейнберг)

Трехэтажный доходный дом, принадлежавшем его родителям, с двумя двух- и трёхэтажным дворовыми флигелями для служб, был построен успешным одесским купцом и домовладельцем А.М. Штейнбергом и его сыном И.А. Штейнбергом в 1893 г. В 1908 г., после того как дочь Ильи Штейнберга — Екатерина Ильинична вышла замуж за В.Л. Топуза, она получила от родителей в качестве приданого этот дом, где молодые заняли весь второй этаж, с балконами на фасадную сторону. На первом этаже В.Л. Топуз открыл мебельный салон-магазин, а во дворе, в служебном двухэтажном флигеле разместилась мастерская по изготовлению и ремонту мебели, дизайн которой разрабатывал сам хозяин. Формирование Генриха Топуза как художника и архитектора началось в самом раннем детстве. Этому способствовала атмосфера в семье, условия жизни в этот сложный, неоднозначный период, на который пришлись детские и юношеские годы будущего зодчего, и, конечно, его незаурядный художественный талант и вкус. В доме, где повсюду были разложены кисти, краски, пахло свежезаточенными карандашами, где отец каждую свободную минуту уделял живописи, писал и большие полотна, и миниатюры на фарфоре, основным занятием и увлечением ребенка стало рисование. Родители поощряли увлечение сына и с пяти лет отдали его на обучение в частную художественную школу Юлия Рафаиловича Бершадского — ученика И.Е. Репина, у которого ранее, еще в конце 19 в., учился живописи и сам отец Генриха. 1 сентября 1924 г. родители отвели сына в первый класс школы № 4 (им. Ильича). Благодаря бойкому характеру, общительности и умению рисовать, с первых дней учебы в школе педагоги начали привлекать его к оформлению стенгазет, вечеров самодеятельности, наглядной и учебной документации. В восемь лет юный художник сделал первые самостоятельные шаги в творчестве и даже начал зарабатывать деньги, оформляя витрины магазинов, клубы, рисуя популярные в те годы стенные газеты и сатирические плакаты, карикатуры, шаржи и портреты. В первом классе общеобразовательной школы Генрих встретил и полюбил очаровательную одноклассницу — Зою Гефтер, которая стала впоследствии его женой и прошла с ним по жизни более чем полувековой путь. Несмотря на увлечённость рисованием, которое занимало большую часть его времени, нельзя сказать, что он был развит односторонне. С детства ему была привита любовь к театру, к музыке. Дед со стороны матери — Илья Штейнберг, меценат и домовладелец, имел с дореволюционных времен и до окончания НЭП’а персональную ложу в оперном театре, куда вывозил в собственном экипаже всю семью на каждую премьеру или концерт какого-нибудь знаменитого гастролера. Самостоятельность и независимость, а также сложные условия жизни в тот период предопределили дальнейший путь двенадцатилетнего подростка. После окончания 4-го класса в 1928 году он оставил общеобразовательную школу и поступил в фабзауч при заводе Гена (им. Октябрьской революции) и был определён в «горячий» кузнечный цех учеником кузнеца, помогал гнуть ножи плугов для сеялок. Еще через год Генрих Топуз перешел в ФЗУ строителей, где ему повезло стать учеником известного мастера альфрейного искусства и художника Густава Фаустиновича Томашевского, работавшего ещё в конце 19-го века вместе с А.О. Бернардацци. Старый одесский альфрейщик оценил талант юного подмастерья, его усердие, трудолюбие и работоспособность. Впоследствии Г. Топуз часто вспоминал как они вместе, лёжа на спине на строительных подмостях, расписывали уникальные фрески и плафоны оперного театра и филармонии… Несмотря на разницу в возрасте, любовь к профессии связала их крепкой многолетней дружбой. Часто бывая в доме у Г.Ф. Томашевского, Генрих любовался многочисленными полотнами — подлинниками великих русских художников, составлявшими коллекцию хозяина, с которых тот профессионально делал копии для продажи, зарабатывая на жизнь. Приобретенные в юности навыки остались полезным багажом на всю жизнь и впоследствии неоднократно приходили на помощь архитектору при реставрации многочисленных памятников одесской архитектуры. Здесь окончательно сформировалась его мечта стать архитектором.

Зоя и Генрих Топуз, 1939 г.

Зоя и Генрих Топуз, 1939 г.

По окончании ФЗУ Г. Топуз начал работать художником-мультипликатором на Одесской кинофакбрике Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ), а затем перешёл на должность художника-декоратора в клуб кожевенников, располагавшийся в здании бывшей Бродской синагоги. В 1933 г., продолжая работать, он поступил на вечерний рабфак Одесского института гражданского и коммунального строительства (ОИГКС), где на дневном рабфаке училась его будущая жена. Ещё через год они оба успешно сдали вступительные экзамены и были зачислены на 1-й курс архитектурного факультета. Годы учебы в институте, талантливых сокурсников и любимых педагогов Г. Топуз всегда вспоминал с теплотой и благодарностью. Здесь он снова встретился со своим первым учителем живописи профессором Ю.Р. Бершадским, с которым сразу возобновилось сотрудничество и старая дружба. Много полезного для себя почерпнул начинающий архитектор от тесного общения с профессором Теофилом Борисовичем Фраерманом — талантливым педагогом, выдающимся художником и уникальной личностью. До революции, по рекомендации своего учителя К.К. Костанди, он уехал в Париж, где стал одним из ведущих художников Франции того периода, всемирно известным под псевдонимом — Тео Фра. Уже на первых занятиях он отметил талант и целеустремленность своего студента, начал уделять ему много внимания и постепенно между ними завязалась крепкая многолетняя дружба. Впоследствии, будучи организатором, первым директором и старейшим сотрудником Одесского музея западного и восточного искусства, Т.Б. Фраерман проживал в специально отведенной для него на 2-м этаже музея квартире-мастерской, где создавал свои полотна. Молодой Генрих Топуз был единственным среди одесских художников, кому мастер полностью доверял (в те годы он подвергался беспощадным нападкам «доброжелателей», обвинявших его в формализме и космополитизме) и разрешал присутствовать во время работы над картинами, делился с ним художественными приемами и техникой живописи. В числе самых любимых своих педагогов Г. Топуз особенно выделял опытных и плодовитых одесских мастеров архитектуры: Л.М. Чернигова, М.И. Линецкого, В.И. Кундерта, Н.М. Каневского, Я.С. Гольденберга, Г.М. Готгельфа, профессоров М.В. Замечека, О.Д. Зейлигера, Ф.А. Троупянского. Начиная с третьего курса, Г. Топуз параллельно с учёбой полностью окунулся в практическую работу над архитектурными проектами в созданной при институте архитектурно-проектной мастерской. В этот период центр Одессы был уже полностью сформирован и застроен уникальными зданиями, вошедшими в аналы отечественного и мирового зодчества. Фактически, после 1914-1915гг. и до окончания второй мировой войны, когда многие памятники архитектуры были частично или полностью разрушены, строительство новых зданий и сооружений велось ограниченно и выборочно. Поэтому на проектирование единичных новых объектов, как правило, объявлялись открытые, а чаще — закрытые, заказные конкурсы. Для участия в них под руководством зрелых и опытных архитекторов формировались бригады из числа наиболее талантливой молодёжи. Генриху и Зое посчастливилось работать на заре своей профессиональной карьеры под руководством таких мастеров архитектуры, как Мойсей Викторович Замечек, Осип Давидович Зейлигер и Григорий Михайлович Готгельф, с которыми на фоне творческого взаимопонимания у них установились крепкие деловые отношения и взаимная дружеская привязанность. Позже Г. Топуз часто, с теплотой и гордостью вспоминал обращённые к нему однажды слова любимого педагога Г.М. Готгельфа: «Многому я учился у своих учителей, потом эти знания старался передать своим ученикам, а теперь пришел к тому, что мне ещё многому следует учиться у своих учеников».

Г. Топуз за работой. Фото из газеты, 1940 г.

Г. Топуз за работой. Фото из газеты, 1940 г.

В 1940 г., ещё до окончания института, супруги Зоя и Генрих Топуз по результатам выполненных ими в студенческие годы архитектурных проектов были приняты в Союз архитекторов. Защитив дипломы и получив звание архитектора, они были оставлены в институте и в 1940-1941 гг. работали в Архитектурно-проектной мастерской при ОИГКС. За этот короткий период Г. Топуз участвовал в подготовке технической документации и рабочих чертежей по реконструкции гостиниц «Лондонская» и «Красная», в оформлении стендов областной выставки продукции государственных заводов и фабрик, артелей промкооперации и торгующих организаций. Наибольший интерес и значение имели его работы по реставрации вестибюля вокзала Одесса-Главная. Железнодорожный вокзал в Одессе был построен в 1884 г. по проекту профессора СпбАХ В.А. Шретера известным зодчим А.И. Бернардацци. Группа одесских архитекторов и художников под руководством молодого архитектора Г.В. Топуза, консультантов-профессоров М.В. Замечека и Ф.А. Троупянского произвела роспись стен, потолка и поверхностей плоскостей в полуциркульных арках вестибюля красочными художественными панно по эскизам профессора живописи Л.Е. Мучника, придав архитектурному сооружению облик южного вокзала, присущий промышленному, курортному и морскому городу. Здесь хочется отметить глубоко символическое сотрудничество начинающего архитектора со своим первым учителем художником-альфрейщиком Г.Ф. Томашевским при воплощении новых тематических росписей «Бой с петлюровцами у вокзала», «Встреча жителями Одессы моряков броненосца «Потёмкин», «Одесса — здравница». Старый мастер, более полувека назад впервые исполнивший росписи вокзального вестибюля под руководством архитектора А.И. Бернардацци, передавал эстафету любимому ученику, которому предстояло украшать своими произведениями родной город всю вторую половину 20-го века. К сожалению, эта уникальная работа не сохранилась, т.к. здание первого в Одессе железнодорожного вокзала было взорвано в апреле 1944 г. при бегстве немецко-румынских войск из освобождённого города-героя. Однако, уже первые самостоятельные шаги в профессиональном творчестве получили широкое освещение в местной прессе и принесли архитектору Г.В. Топузу известность и авторитет среди коллег и жителей города. Но, к сожалению, этот период его деятельности продлился менее года — разразилась война.

Исай Маркович Гефтер, фото 1919 г.

Исай Маркович Гефтер, фото 1919 г.

В августе 1941 г. началась героическая оборона Одессы. В действующую Красную Армию Генриха Топуза не взяли из-за серьёзной болезни глаз, которой он страдал с самого детства. Ещё в 1939 г., сразу после женитьбы, молодая семья поселилась у родителей жены на ул. Лизогуба (Ю. Олеши), № 4, в непосредственной близости от Карантинного спуска, ведущего к морскому порту. Отец Зои Топуз, Исай Маркович Гефтер, старый революционер и политкаторжанин, никогда не состоявший при этом ни в одной партии, все 20-е и 30-е годы возглавлял планово-производственный отдел одесского порта. Ему вместе с другими руководителями пароходства было поручено производить эвакуацию судов, оборудования и населения через морские ворота города. Генрих Топуз с присущей ему энергией и самоотдачей подключился к этому ответственному и непростому делу, помогая тестю. Об отъезде из Одессы семья не думала, эвакуироваться вместе с профессорско-преподавательским составом института, несмотря на поступившее предложение, отказались, т.к. не хотели оставлять без поддержки пожилых родителей. Только лишь в начале октября, когда работы по эвакуации порта были практически завершены, И.М. Гефтер получил разрешение вывезти всю свою семью на одном из последних покидающих Одессу кораблей. Зная, что его бывшие педагоги и коллеги по институту были эвакуированы в г. Уфу, Генрих Топуз принял решение пробиваться тоже туда.

Уфимские зарисовки Г. Топуза

Уфимские зарисовки Г. Топуза

В декабре 1941 г., преодолев неимоверные трудности и лишения, они все вместе добрались до столицы Башкирии. Через несколько дней после прибытия на место Г. Топуз получил повестку о призыве в армию. Собрав вещмешок и попрощавшись с родными, он ушел на призывной пункт... Каково же было удивление и радость жены и родителей, когда, неожиданно, через два дня он вернулся домой — медкомиссия окончательно забраковала его как негодного к воинской службе. В Уфу была эвакуирована Академия наук УССР, несколько научно-исследовательских и проектных институтов, художественных музеев, в том числе музей западного и восточного искусства из Одессы во главе с профессором живописи Т.Б. Фраерманом. По его рекомендации архитекторы-художники Генрих и Зоя Топуз были приняты на работу в Институт языка и литературы АН УССР, который возглавлял выдающийся украинский поэт и учёный академик Павло Григорьевич Тычина. Здесь состоялась встреча и началась многолетняя дружба и творческое сотрудничество Г.В. Топуза с удивительным человеком, талантливым киевским архитектором с мировым именем — Владимиром Игнатьевичем Заболотным, автором здания Верховного Совета Украины. Вместе с ним Г. Топуз разрабатывал типовые проекты сборных жилых домов для условий Украины ещё в те годы, когда территоря республики была под оккупацией врага. Одной из крупных планировочных работ Г. Топуза в 1942 г. был проект генерального плана башкирского города Стерлитамак. Талант художника Генрих Топуз успешно применял в работе по оформлению «Окон ТАСС», оперативно освещавших последние сообщения с фронта. Его острые карикатуры, иллюстрирующие стихи и тексты П. Тычины, М. Рыльского, В. Сосюры, Н. Рыбака, с которыми он был близко знаком и сотрудничал, работая в АН УССР, ежедневно выставлялись на городских стендах и вносили свой посильный вклад в общее дело победы над врагом. Как художников-графиков Генриха и Зою Топуз часто привлекали для оформления праздничных выпусков республиканских газет, посвящённых боевым победам и торжественным датам.

Удостоверение члена Союза художников БАССР

Удостоверение члена Союза художников БАССР

Помимо этого, Г. Топуз создал множество рисунков, акварелей с видами башкирской столицы и суровой уральской природы, портретов современников. Большую пользу в освоении акварельной техники ему принесла дружба с выдающимся украинским художником А.А. Шовкуненко, вместе с которы они круглый год, в любую погоду ежедневно по утрам выходили на этюды. Более десяти живописных работ Генриха Топуза были приобретены и выставлялись в уфимском художественном музее, а их автор был принят в Союз художников БАССР.

Архитекторы В.Л. Фельдштейн, Г.В. Топуз и скульптор Э.М. Фридман на строительстве Башкирского обкома партии. 1943 г.

Архитекторы В.Л. Фельдштейн, Г.В. Топуз и скульптор Э.М. Фридман на строительстве Башкирского обкома партии. 1943 г.

В годы войны Г. Топуз принимал активное участие в творческих конкурсах на проектирование памятников героям отечественной войны, героям обороны Севастополя, национальному башкирскому герою Салавату Юлаеву, где занимал призовые места, а также победил в конкурсе на проект памятника народному поэту Башкирии Мажиту Гафури. В творческом союзе с опытным одесским архитектором В.Л. Фельдштейном, при участии известных одесских скульпторов профессора Г.С. Тенера и заслуженного деятеля искусств Украины Э.М. Фридмана, профессора живописи Л.Е. Мучника, Генрих Топуз запроектировал и осуществил строительство самого значительного в эти годы административного здания башкирской столицы — обкома партии (ныне — здание национального музея Республики Башкортостан по ул. Советская, 14). За эту работу, как основной автор, он был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета БАССР.

Пригласительный билет на персональную выставку – творческий отчет архитектора Топуза Г.В.

Пригласительный билет на персональную выставку – творческий отчет архитектора Топуза Г.В.

В ноябре 1943г. Башкирское отделение Союза архитекторов приняло решение организовать персональные выставки — творческие отчёты самых известных, опытных и плодовитых членов Союза, а право открыть первую выставку было предоставлено самому молодому из них — архитектору Г.В. Топузу. На этой выставке были широко представлены проекты, акварели и рисунки, выполненные им в годы войны, которые получили высокую оценку коллег-профессионалов — архитекторов, художников, скульпторов. Это событие как бы подитожило деятельность Генриха Топуза на самом тяжелом, ответственном, но и творчески успешном этапе его жизни. В трудовой книжке Г. Топуза значится: «15 июля 1944 г. уволен с должности архитектора Строительно-монтажного треста № 3 НКАвиаПрома (где он осуществлял проектирование и строительство здания обкома партии БАССР — прим. ВТ) в связи с откомандированием в г. Одессу — на основании вызова ССА УССР». А уже с 27 июля 1944 г. он приступил к работе в Одесской Областной проектировочной конторе, которая впоследствии переименовывалась в Горпроект, Одеспроект, Облпроект, а с апреля 1955 г. — Одесский филиал Гипрограда, где проработал 33 года в одной и той же должности — руководитель архитектурно-планировочной мастерской № 1 (АПМ-1) — главный архитектор проектов. Вернувшись в освобождённую Одессу, он не узнал свой родной город. Многие центральные улицы зияли развалинами обгоревших домов, а те что сохранились, были в удручающем состоянии. Катастрофически не хватало жилья возвращающимся домой сотням тысяч одесситов. Одной из первых работ, порученных Г. Топузу, было перепроектирование под жилой дом здания по ул. Б. Арнаутская, 51. Этот дом был начат строительством ещё в 1941 г., до войны, но достраивали его уже во время оккупации советские военопленные, и размещалась в нём румынская сигуранца. Часть помещений были приспособлены под жандармерию, а большинство отдано под камеры для заключёных. Фасад здания из красного кирпича оставался неоштукатуренным, без каких-либо архитектурных деталей и выглядел неоконченным. По завершении перепланировки помещений под жилые квартиры, одна из них была предоставлена городом семье Г. Топуза, которая проживала по этому адресу 50 последующих лет. Позже весь дом был передан в ведомство швейной фабрики им. Воровского и по просьбе её дирекции в начале 50-х годов Г. Топуз выполнил проект отделки фасадов цветной штукатуркой, в каком состоянии здание находится и по сей день. Среди первых послевоенных проектных работ, принадлежавших авторству архитектора Г.В. Топуза, можно выделить разработку генерального плана и архитектурно-художественное решение входной арки на территорию селекционно-генетического института по Овидиопольской дороге (1945-1946 гг.), припортовый холодильник (1945-1946 гг., в соавторстве с арх. В.Л. Фельдштейном и к.т.н. В.М. Штейнбергом), жилые корпуса и коттеджи, главный вход и ограда Дома творчества писателей на Даче Ковалевского (1947 г.), спальный корпус и летние коттеджи профилактория Управления ОдЖД на Французском б-ре (1948-1949 гг.), лечебный корпус санатория научных работников на 6-й ст. Б. Фонтана (1949 г.), клуб и летний кинотеатр санатория им. Горького на 16-й ст. Б. Фонтана (1950 г.).

Проект восстановления и реконструкции здания Горисполкома в его первоначальном историческом облике. Рисунок Г. Топуза

Проект восстановления и реконструкции здания Горисполкома в его первоначальном историческом облике. Рисунок Г. Топуза

Здание Горисполкома после реконструкции. Рисунок Г. Топуза

Здание Горисполкома после реконструкции. Рисунок Г. Топуза

И всё же, самая серьёзная и ответственная работа того тяжёлого послевоенного периода по восстановлению после пожара и реконструкции здания биржевого дома (здание Горисполкома на Приморском бульваре) — памятника южно-русского классицизма, построенного по проекту Франца Боффо и Георгио Торричелли в 1834 г., а в 1873 г. существенно перестроенного архитектором Франческо Моранди, была возложена на Г. Топуза в 1946 г. Так как здание полностью выгорело и, практически, было разрушено, Г.В. Топуз, в соавторстве с архитекторами В.Л. Фельдштейном и В.Н. Смирновым, внёс предложения по воссозданию первоначального исторического облика здания-памятника (1834-го года) с открытым главным входом и внутренним двориком за рядом классических колонн на фасаде. К сожалению, это профессиональное решение архитектора было отклонено волюнтаристским приказом партийного начальства. В результате, планировка здания была существенно изменена под современные функции путём пристройки дворового корпуса, создания дополнительных кабинетов и служебных помещений. Несмотря на это, авторам удалось отстоять основные планировочные принципы организации внутреннего пространства, сохранив просторный входной вестибюль с удобным подходом к боковым лестницам, ведущим на второй этаж и обеспечившим функциональную взаимосвязь основных групп помещений. Был сохранён и восстановлен Розовый зал, полностью реконструирован Белый зал, значительно улучшено инженерное оборудование всех рабочих помещений. Боковая полуратонда, обрамлённая шестью колоннами, была снова установлена на пристроенную террасу. Внутренняя отделка стен, потолков, колонн, лестничные марши и перила ограждений, дверные и оконные переплёты — всё было предусмотрено и восстановлено по индивидуальным рабочим чертежам автора. Из-за отсутствия дорогих отделочных материалов широко использовалась высококачественная цветная штукатурка и искусственный «утюжный» мрамор, ручная роспись. Здесь снова пригодились навыки альфрейной живописи и Г. Топуз собственноручно выполнял самые сложные участки работы. Установленные над центральным входом в 1868 г. английской фирмой «Смит и сыновья», изготовленные из свинца часы, в результате пожара расплавились и были полностью утрачены. По эскизам Г.В. Топуза скульптор Э.М. Фридман заново исполнил несколько видоизмененную скульптурную группу, символизирующую смену Дня и Ночи, с вмонтированными новыми часами-курантами. Результат работы, завершённой в 1949 г., был хорошо принят и высоко оценён одесситами, ещё недавно созерцавшими руины на пепелище одной из главных достопримечательностей Одессы, а эта часть Приморского бульвара на все последующие десятилетия вновь стала излюбленным местом отдыха жителей города.

Центральная лестница Дворца моряков после восстановления. Автор проекта и росписи плафона – Г. Топуз

Центральная лестница Дворца моряков после восстановления. Автор проекта и росписи плафона – Г. Топуз

Ещё одно произведение Ф.К. Боффо на Приморском бульваре, в восстановлении и реставрации которого после окончания войны принимал участие Г. Топуз (1949-1950 гг., совместно с архитектором К.Б. Корченовым), был Дворец графини Нарышкиной, с 1924 г. функционировавший как Дворец моряков. В частности, по его проекту были восстановлены центральная лестница и Большой зал, росписи потолка и плафонов которого он выполнил совместно с профессором живописи Л.Е. Мучником. В этот же период были произведены работы по полной реконструкции здания Английского клуба по ул. Ланжероновской, 6 (арх. Джорджио Торичелли, 1842 г.), где по проекту Г. Топуза был создан Музей морского флота (1951 г.). Приобретённые навыки работы по реставрации и реконструкции памятников архитектуры впоследствии ещё неоднократно использовались архитектором Г. Топузом в его дальнейшей многолетней практической деятельности на благо города. Несмотря на высокую востребованность и творческую активность, всё своё ограниченное свободное время Генрих Топуз отдавал любимому занятию — рисованию. По привычке, выработанной ещё в Уфе, благодаря совместным с Народным художником СССР, академиком АХ Украины Алексеем Алексеевичем Шовкуненко утренним этюдам, до работы и в редкие выходные дни он выходил с этюдником на улицы Одессы, чтобы запечатлеть красоту сохранившихся зданий и памятников, а также зафиксировать причинённые городу войной потери и разрушения. Большинство этих акварелей по просьбе ставшего Президентом Академии архитектуры Украины Владимира Игнатьевича Заболотного, коллеги и близкого друга по уфимскому периоду, было передано автором в киевский архив Госстроя УССР в качестве документального свидетельства последствий второй мировой войны и ущерба, нанесённого фашистами городу-герою Одессе. По приглашению В.И. Заболотного в 1945 г. Г.В. Топуз был откомандирован на полгода в Киев для работы по проектированию и восстановлению ул.Крещатик в составе группы, возглавляемой академиками архитектуры А.А. Тациём и Н.К. Иванченко. Было получено предложение насовсем переехать на работу в Киев, но молодой архитектор остался верен Одессе и никогда не жалел об этом.

Управление и жилой дом для китобоев флотилии «Слава», акварель  Г. Топуза

Управление и жилой дом для китобоев флотилии «Слава», акварель Г. Топуза

В первое послевоенное десятилетие основной задачей, поставленной перед архитекторами, было восстановление и развитие разрушенного жилого фонда. По проектам Г. Топуза были построены новые многоэтажные жилые дома в центральной части города, положившие начало реконструкции исторического ядра и гармонично вошедшие в контекст сложившейся застройки. Благодаря умело и деликатно использованным автором средствам классицизма и ампира, присущим традиционному колориту одесской поквартальной застройки, в 1953 г. на углу улиц Дерибасовской (дом № 14-А) и Екатерининской было возведено величественное здание управления китобойной флотилии «Слава» с жилым крылом для её сотрудников и моряков-китобоев. Несколько позже, в 1954-1956 гг. по его проекту (в соавторстве с арх. В.Л. Фельдштейном) в качестве второго крыла по ул. Дерибасовской, 14 было пристроено производственное здание Проектного института № 3. Следует отметить высокое качество строительно-отделочных работ, которые проводились под авторским надзором арх.Г.В. Топуза, что позволяет зданиям более 60-ти лет сохранять свой первоначальный облик. Оба эти произведения первыми в послевоенной Одессе были внесены в Реестр памятников архитектуры и охраняются государством. Не менее оригинально и успешно архитектору Г. Топузу удалось выделить акценты на пересечении центральных улиц Греческой (дом № 26/28) и Ришельевской (дом № 10). Возведенный в 1956 г. жилой дом ЧМП, несмотря на его большую протяжённость по обеим пересекающимся магистралям, удачно вписался в сохранившуюся историческую застройку. Высокий цокольный этаж с большими окнами-витринами, обрамлёнными бучардированными крупными рустами высококачественной цветной штукатурки (сохранившейся в первозданном виде по сей день), был предназначен для первого в Одессе магазина «Детский мир». Безусловно, это здание, как и другой жилой дом ЧМП напротив него, по ул. Ришельевской, № 7, возведенный по проекту Г. Топуза в том же 1956 г., также вполне заслуженно могут быть зачислены в реестр памятников одесской архитектуры. В этот период по индивидуальным проектам Г. Топуза было построено множество других оригинальных жилых домов, в которых вот уже более 60-ти лет проживают десятки тысяч одесситов: ул. Черноморского казачества, №№ 60, 95, 97 (1950-1954 гг., соавтор арх. Л.Н. Павловская) — для работников Сталепроволочно-канатного завода, пр. Шевченко, №№ 6/1, 13, 13-А (1953-1954 гг.), пр. Гагарина, №№ 27, 29, 31 (1953-1954 гг.), жилые дома ЧМП: по ул. Армейской, №№ 1, 3, 5, по Фонтанской дороге, №№ 9-19 (1954 г., соавторы арх. Л.Н. Чазова, арх. Н.М. Фомина), ул. Сегедская, №№ 6, 8, 10, 12, 16 (1954 г., соавторы арх. А.Я. Поварчук, арх. Н.М. Фомина), жилые дома Суперфосфатного завода по ул. Среднефонтанская, №№ 32, 34 (1954 г.), жилые дома по ул. Спиридоновская, 12 (1954), Военный спуск, 1/3 (1955 г.), жилой дом для работников торгового порта со встроенным детским учреждением по ул. Софиевская, 20 (1955 г. — памятник истории) и др. Как видим, массовое строительство жилья, сопровождаемое развитием системы первичного обслуживания населения, постепенно переместилось из центра на свободные земли в южной и юго-западной части города. Это вызвало необходимость применения новых планировочных приёмов и принципов формирования жилых районов, микрорайонов, массивов, кварталов. Архитектор Г.В. Топуз был одним из первых одесских зодчих, внесших свой личный вклад в разработку и практическое применение перспективных градостроительных идей. В 1954-1957 гг. руководимый им авторский коллектив АПМ-1 Гипрограда запроектировал и реализовал в натуре проект детальной планировки первой в Одессе абсолютно новой магистральной улицы, созданной в 20-м столетии на юге от центральной части города, получившей модное тогда название в честь города-побратима — Сегедская. Сегодня это один из самых живописных, озеленённых и благоустроенных проспектов города, открывающийся со сторны пр. Гагарина, № 25 оригинальным зданием Одесского конструкторского бюро специальных станков (ОКБСС), построенным в 1974 г. по проекту Г. Топуза. Здание исполнено в конструктивистском стиле и ассоциируется с морским лайнером, благодаря большим круглым окнам-иллюминаторам и сплошному вертикальному остеклению по всей высоте лестничной клетки, символизирующему мачту корабля. Такое решение автору подсказало то обстоятельство, что магистраль почти целиком была застроена жилыми домами для плавсостава ЧМП. В период с 1957 г. по 1963 г. по проектам Г. Топуза были созданы также жилые кварталы в пределах улиц Среднефонтанской и Сегедской, на пересечении проспектов Гагарина и Шевченко, в пределах улиц Пионерской, Черняховского, Сегедской и Говорова, первые жилые массивы в юго-западном районе — от 1-й до 3-й станции Люстдорфской дороги. Чёткая периметральная застройка, решенные в формах ордерной архитектуры фасады зданий создали парадный и представительный облик этих магистралей, а внутренняя планировка обеспечила ступенчатую систему обслуживания жителей: магазины, школы, детские учреждения, площадки для отдыха и др.

Творческий коллектив АПМ-1 Гипрограда: архитекторы Ю.И. Степанов, М.А. Шлифер, Л.Н. Чазова, Г.В. Топуз, Л.Н. Павловская, Н.М. Фомина. 1954 г.

Творческий коллектив АПМ-1 Гипрограда: архитекторы Ю.И. Степанов, М.А. Шлифер, Л.Н. Чазова, Г.В. Топуз, Л.Н. Павловская, Н.М. Фомина. 1954 г.

Коллективу АПМ-1, возглавляемому Г. Топузом, поручалось проектирование наиболее сложных и ответственных в каждый исторический отрезок времени объектов городской среды. Это обстоятельство всегда привлекало под начало талантливого и ставшего известным мастера как опытных, маститых архитекторов, так и самых способных, амбициозных молодых специалистов, впоследствии становившихся лучшими в своей профессии. В разные годы вместе с ним работали архитекторы Л.Н. Павловская, Л.Н. Чазова, М.А. Шлифер, Т.С. Шарнопольский, В.В. Мусаров, Н.И. Герасимовская, Н.М. Фомина, Ю.И. Степанов, В.М. Очаковский, А.Я. Поварчук, А.П. Донец, В.Г. Катышева, И.В. Подолянский, Л.К. Медянов, Н.И. Рябой, В.Ф. Голод, М.С. Юн, В.В. Красенко, В.И. Корогод, а также опытные инженеры-конструкторы И.И. Корнет, Р.И. Ясинский, С.А. Меджибовский, А.И. Любовский и др. В связи с тем, что в 1950-е годы новое строительство в Одессе бурными темпами продвинулось на юг, в сторону Аркадии, Среднего и Большого Фонтанов, была произведена корректировка генерального плана города и определена ось нового общественного центра Одессы — от железнодорожного вокзала и Куликового Поля, вдоль ул. Пантелеймоновской и Итальянского бульвара, до ул. Белинского и далее по ул. Отрадной — к морю. Началом воплощения этого замысла было строительство по проекту Г.В. Топуза первого в послевоенный период крупного и ответственного в градостроительном отношении административного здания — обкома партии на Куликовом Поле (1954-1958 гг., соавтор арх. Л.Н. Павловская). Центральная пятиэтажная часть сооружения была предназначена для помещений обкома партии, а в четырёхэтажных боковых крыльях располагались горком партии и обком комсомола.

Проект реконструкции площади им.Октябрьской революции. Рисунок Г. Топуза, 1957 г.

Проект реконструкции площади им.Октябрьской революции. Рисунок Г. Топуза, 1957 г.

Здание обкома партии и памятник-надгробие на могиле жертв революции на площади им. Октябрьской революции. 1960 г.

Здание обкома партии и памятник-надгробие на могиле жертв революции на площади им. Октябрьской революции. 1960 г.

При проектировании нового здания остро встала проблема реконструкции Куликового Поля, которое до этого представляло собой запущенный пустырь, где размещались только трибуны для принятия парадов и праздничных шествий по-соседству с обветшалым оштукатуренным обелиском — памятником на могиле жертв революции, не представлявшим собой архитектурно-художественной ценности. В будние дни лишь изредка удавалось заметить одинокую фигуру, впопыхах пересекающую огромное пространство пустынной площади. Такое положение не обеспечивало организованный подход к величественному зданию и не позволяло создать законченный ансамбль в новом общественном центре города, носило случайный характер. В связи с этим, в 1957 г. Г. Топуз разработал проект реконструкции площади, по которому была произведена коренная её перепланировка. Территория приобрела регулярную парковую систему с главной и второстепенными аллеями, освещёнными, озеленёнными и благоустроенными. Братская могила с останками погребённых в 1960 г. была перенесена на противоположную по оси здания сторону, ко входу на площадь от конечной остановки трамвайного маршрута № 18, курсирующего на Большой Фонтан. Установленное на могиле новое надгробие выполнено также по проекту Г.В. Топуза (совместно со скульптором П.Н. Кравченко). Архитектор Генрих Владимирович Топуз является автором ещё целого ряда исторических памятников и мемориалов, украсивших Одессу, ставших её достопримечательностями, «визитной карточкой». В 1957 г. был объявлен всесоюзный конкурс на установку в парке им.Т.Г. Шевченко, на обрыве над морем, памятника Неизвестному матросу. Первую премию с правом проектирования обелиска разделили два одесских архитектора — Г.В. Топуз (совместно со скульптором М.И. Нарузецким) и П.В. Томилин. Однако, по состоянию здоровья П. Томилин отказался от дальнейшей совместной работы и окончательное исполнение своего проекта осуществили Г. Топуз и М. Нарузецкий, включив в авторский коллектив и П. Томилина.

Вечный огонь у подножия памятника. Рисунок  Г. Топуза

Вечный огонь у подножия памятника. Рисунок Г. Топуза

9 мая 1960 г. состоялось открытие стройного, заострённого кверху обелиска высотой в 21 метр, выполненного из красного гранита, который установлен на составленный из трёх усечённых пирамид стилобат. Четырёхгранный штык монумента опоясан бронзовыми барельефами, отображающими бессмертные подвиги моряков-черноморцев в 1854-м, 1905-м, 1918-м и 1941-м годах. У подножия памятника на наклонной плоскости размещена символическая композиция — автомат и матросская бескозырка, переплетённые лавровой ветвью. К ней ведёт пологая гранитная лестница, по которой можно подняться на промежуточную площадку для возложения венков и несения почётного караула. Здесь же, по четырём углам разбиты цветочные клумбы, а в центре лестницы установлен подиум, увенчанный мощным бронзовым венком, в середине которого зажжён вечный огонь. Установка монумента в 1960-м году была лишь первой ступенью осуществления авторской идеи. Вторым этапом явились перезахоронения героев обороны, партизанского сопротивления и освобождения Одессы на открытой в 1964 г. Аллее Славы, ведущей к памятнику. Полностью строительные работы завершились к 25-летию Победы созданием входной площади перед комплексом со стороны Лидерсовского бульвара и архитектурной композиции входа в парк и, одновременно, на Аллею Славы, состоящей из двух геометрических объёмов. Слева, на чёрной полированной плите размещён массивный куб из красного гранита с датами «1941 — 1945», справа — дугообразная в плане гранитная стелла с бронзовым барельефом (скульптор М. Нарузецкий) скорбящей женщины, воплощающей образ Матери-Родины, и словами: «Своё бессмертие вам Родина вручила и не забыты ваши имена». Широкая торжественная аллея, начинающаяся несколькими ступенями вниз непосредственно между стеллами, плавно, длинными отрезками опускается к площади с памятником.

Памятник Т.Г. Шевченко зимой. Рисунок Г. Топуза

Памятник Т.Г. Шевченко зимой. Рисунок Г. Топуза

Перед главным входом в парк им. Т.Г. Шевченко со стороны ул. Маразлиевской и Сабанского переулка на просторной мастерски спланированной и благоустроенной площади, с которой начинается центральная аллея, в 1966 г. был воздвигнут памятник великому украинскому поэту, имя которого носит самый большой и посещаемый горожанами парк. Девятиметровый экспрессивный монумент сооружён по проекту архитектора Г.В. Топуза и скульпторов А.Е. Белостоцкого и О.А. Супрун. Г.В. Топуз был автором ещё одного мемориального комплекса в честь героической обороны Одессы — «411-я батарея» (1975 г., Дача Ковалевского, 150), в состав которого вошли мемориальная роща, музей, площадка боевой техники. Чуть позже, в 1979 г. архитекторы В.И. Мироненко и М.С. Юн дополнили и развили идеи автора новыми сооружениями и архитектурными формами.

Проект Дома быта на 3-й станции Фонтана. Архитекторы Г. Топуз и Н. Рябой.jpg

Проект Дома быта на 3-й станции Фонтана. Архитекторы Г. Топуз и Н. Рябой.jpg

Рассматривая многочисленные объекты, возведенные в Одессе по проектам Г. Топуза за десятилетия его работы в Гипрограде, следует отметить как значительные, интересные и заслуживающие внимания школу-интернат № 3 и пионерский лагерь для детей китобоев флотилии «Слава» по ул. Дача Ковалевского, 18 (1952-1954 гг., соавтор арх. Л.Н. Павловская), городская поликлиника по ул. Троицкая, 38-40 (1958 г.), экипаж Одесского среднего мореходного училища по ул. Канатная, 42 (1957-1960 гг.), здание Облпотребсоюза по пр. Гагарина, 16/1 (1959-1961 гг.), жилой массив на Жеваховой горе и курорт Куяльник (1963 г., соавторы архитекторы В.М. Очаковский, Н.И. Герасимовская, И.В. Подолянский, Л.К. Медянов), интерьеры и экспозиция Военно-исторического музея КОдВО по ул. Пироговская, 4 (1967 г., соавтор арх. В. Г. Топуз), Дом быта на 4-й станции Б. Фонтана (1974 г., соавтор арх. Н.И. Рябой) и многие другие. На протяжении всего этого периода Г. Топуз регулярно участвовал в проводимых творческих конкурсах. Ещё в 1945 г. на заказном конкурсе проектов памятника Героям обороны и освобождения Одессы были отмечены вторыми премиями и приобретены городом сразу два проекта с его участием — под девизами «Бессмертие» и «Курган» (авторский коллектив: архитекторы Г.М. Готгельф, Г.В. Топуз, З.И. Топуз, Л.А. Черлениовский, Л.Н. Павловская, Л.К. Роджер). Торжественная закладка памятника состоялась 10-го апреля 1945 г., но сооружение так и не было установлено. В 1948-1949 гг. проводился закрытый (заказной) всесоюзный конкурс на проект Сочинского морвокзала. Эта работа была заказана шести авторским коллективам: пять из них возглавляли московские академики архитектуры К.С. Алабян, А.К. Буров, М.П. Парусников, С.Е. Чернышёв и А.С. Никольский, а в шестой вошли одесские архитекторы Г.В. Топуз, В.Л. Фельдштейн и К.Б. Корченов, представлявшие проектный институт Черноморпроект (в котором в те годы была нехватка достаточно квалифицированных кадров), как головной по проектированию морских сооружений на Чёрном море. Председателем жюри конкурса являлся академик А.В. Щусев. Была установлена только одна премия — 15 тысяч рублей и право на проектирование морского вокзала в г. Сочи. Однако жюри приняло решение присудить премию сразу двум коллективам — под руководством К.С. Алабяна и одесситам, выплатив каждому коллективу по 15 тыс. руб. и приняв оба проекта за основу для окончательной разработки. Каро Семёнович Алабян, тогда вице-президент АА СССР, пригласил в Москву Генриха Топуза и сделал предложение всем троим переехать к нему в Академию для дальнейшей совместной работы. Несмотря на заманчивые обещания предоставить московские квартиры, хорошие должности, зарплаты и перспективу дальнейшей работы в Академии, одесские друзья-архитекторы, посовещавшись, отказались покидать свой город, а Сочинский морвокзал в 1954 г. был построен по проекту К.С. Алабяна и Л.Б. Карлика. Сегодня, зная дальнейшую биографию К. Алабяна, несмотря на «упущенную возможность» всесоюзного признания и кратковременной славы, с облегчением можно поблагодарить судьбу, интуицию и одесский патриотизм, спасших жизнь несостоявшимся москвичам. Вскоре после описываемых событий Каро Семёнович попал в немилость к Берии и тот объявил «японскими шпионами» сотрудников Алабяна, чтобы получить от них показания на своего руководителя. Вполне вероятно, что на их месте могли оказаться новички из Одессы. Анастас Иванович Микоян помог своему старому другу «проскользнуть между струйками» и срочно отправил его работать в Армению. Берию вскоре расстреляли, именем Алабяна теперь названы улицы в Москве и Ереване, а имена репрессированных архитекторов остались неизвестными.

Конкурсный проект памятника Ленину и реконструкции Театральной площади. Авторы Топуз, Фельдштейн, Корченов. 1950 г.

Конкурсный проект памятника Ленину и реконструкции Театральной площади. Авторы Топуз, Фельдштейн, Корченов. 1950 г.

Так, в конце 1949 г. Одесским обкомом КП(б)У было принято волюнтаристское решение об установке фигуры Ленина вместо памятника Дюку на Приморском бульваре. После ожесточённого сопротивления общественности, в первую очередь архитектурной, партийное руководство было вынуждено объявить конкурс на проектирование памятника Ленину на Театральной площади, в начале улицы, носившей его имя. Среди защитников легендарного Дюка были архитекторы Г. Топуз, В. Фельдштейн и К. Корченов, образовавшие авторский коллектив и принявшие в 1950 г. участие в конкурсе на реконструкцию существенно повреждённой в последние дни окупации Одессы площади перед оперным театром и разрушенных зданий по её периметру, включавшем в себя установку памятника Ленину. И это не вина архитекторов, а, можно считать, их маленькая победа в борьбе за сохранение самой важной достопримечательности и художественной ценности города. В конкурсе приняли участие ещё несколько авторских коллективов, но, к счастью, памятник там так и не был установлен. Лишь в 1951 г. один из этих соавторов — арх. К. Корченов использовал некоторые идеи, заложенные в конкурсном проекте, при реальном проектировании театрального сквера и городских Досок почёта по обеим сторонам от главного фасада знаменитого театра. В 1950 г. (ошибка автора, конкурс состоялся в 1949 году) В. Фельдштейн, К. Корченов и Г. Топуз победили в конкурсе на проект первого в Украине одесского ипподрома (Фонтанская дорога, 6), по результатам которого ими был разработан генеральный план и проект трибун для зрителей.

Проект павильонов и благоустойства территории Дюковского парка. Рис. Г. Топуза. Фото из газеты, 1955 г.

Проект павильонов и благоустойства территории Дюковского парка. Рис. Г. Топуза. Фото из газеты, 1955 г.

В 1955 г. группа архитекторов АПМ-1 Гипрограда под руководством Г. Топуза победила в конкурсе на проектирование объектов областной сельскохозяйственной выставки в Дюковском парке на ул. Балковской. В соавторстве с архитекторами В.В. Мусаровым, Т.С. Шарнопольским и М.А. Шлифером Генрих Топуз разработал генеральный план застройки участка, главный вход на выставку, ряд павильонов, декоративное оформление и малые архитектурные формы, элементы благоустройства и озеленения территории.

Конкурсный проект обелиска городу-герою Одессе на  пл. 10 Апреля. Автор — архитектор Г. Топуз

Конкурсный проект обелиска городу-герою Одессе на пл. 10 Апреля. Автор — архитектор Г. Топуз

Последним конкурсом, в котором принял участие Г. Топуз в 1985 г., была работа над проектом обелиска городу-герою Одессе на пл. 10 Апреля (соавторы архитекторы В.Г. Топуз, Ю.А. Снядовский, Ю.И. Четаков). В начале 60-х годов прошлого столетия в соответствии с генеральным планом Одессы началась реконструкция самой длинной, самой старой и, одновременно, самой запущенной магистрали протяжённостью свыше пяти километров, соединяющей юго-западный жилой массив с промышленной северо-западной зоной и Пересыпью — улицы Фрунзе (ул. Балковской). Автором проекта детальной планировки и застройки, инженерно-транспортной инфраструктуры этой зоны был арх. Г. Топуз (соавторы архитекторы Н.И. Рябой, М.С. Юн).

Проект планировки и застройки Комсомольского бульвара

Проект планировки и застройки Комсомольского бульвара

Развёртка панорамы Комсомольского бульвара со стороны моря

Развёртка панорамы Комсомольского бульвара со стороны моря

Три жилых дома для моряков ЧМП на Комсомольском бульваре. Рисунок Г. Топуза

Три жилых дома для моряков ЧМП на Комсомольском бульваре. Рисунок Г. Топуза

Ещё одно градостроительное детище Г. Топуза в самом сердце Одессы — Комсомольский бульвар, с гордостью носящий сегодня имя классика нашей литературы и одесского юмора М.М. Жванецкого, присвоенное в 2009 г. в честь 75-летия со дня его рождения. Бульвар был заложен ещё в 1932 г. в пределах от начала ул. Торговой до тыловой стороны ювелирной фабрики, но развитие и простейшее благоустройство здесь началось только в 1956 г. Узкая прогулочная полоса по краю верхнего плато была продлена от ул. Преображенской до границ судостроительно-судоремонтного завода у Картинной галереи. В 1968 г. был сооружён пешеходный мост над Военным спуском, позволивший продлить Приморский бульвар, соединив его с одинокой и пустынной аллеей Комсомольского бульвара. Своё современное звучание и градостроительное значение бульвар им. М. Жванецкого обрёл благодаря разработанному архитектором Г. Топузом в 1968 г. проекту его планировки, застройки и благоустройства. Если быть более точным, рука архитектора впервые коснулась этого места несколько раньше. В 1963 г. по его проекту на месте разрушенных во время войны особняка и картинной галереи А. Русова, ул. Торговая, 2-4, было построено здание для членов Союза художников, в котором, наряду с жилыми квартирами, на верхних этажах разместились персональные художественные мастерские, а первый этаж отдан художественному салону-галерее для выставок и продажи произведений одесских художников и скульпторов. Перед его главным фасадом Г. Топуз предусмотрел просторный прямоугольный сквер для проведения выставок скульптур на пленэре, встреч и отдыха, положивший начало благоустройству бульвара. А уже в 1968-1972 гг. бульвар им. М. Жванецкого композиционно дополнил и украсил жилой комплекс из трёх 10-тиэтажных односекционных башен для моряков ЧМП, объединённых по цокольному этажу встроенно-пристроенными торговыми и общественными помещениями, возведенный по индивидуальному проекту архитекторов Г.В. Топуза и Л.К. Медянова. В 1972-1973 гг. Г. Топуз запроектировал двухэтажный особняк Дома Приёмов для официальных делегаций и высокопоставленных гостей города, расположенный на Французском бульваре, 65, у обрыва над морем сразу за пансионатом «Стройгидравлика». (Соавторы проекта — арх. Николай Исаакович Рябой, инженеры Борис Джигит и Валентин Салита — ред.) Оригинальное рекреационное здание находится на уединённом благоустроенном участке, отстоящем от транспортной магистрали бульвара, и состоит из просторного торжественного холла-вестибюля, соединяющего по первому этажу помещения зала собраний и заседаний, банкетного зала с пищеблоком, небольшого тренажерного зала, биллиардной, сауны с бассейном, другие служебные и обслуживающие помещения. Из вестибюля на второй этаж ведёт широкая открытая лестница — закруглённая в плане, монолитная, однопролётная, на одном косоуре. Весь второй этаж отдан под жилые номера: люксы — для глав делегаций, одноместные — для сопровождающих особ.

Архитектор Г.В. Топуз и инженер-конструктор Р.И. Ясинский в процессе работы над макетом театра. 1969 г.

Архитектор Г.В. Топуз и инженер-конструктор Р.И. Ясинский в процессе работы над макетом театра. 1969 г.

Первоначальный макет театра музыкальной комедии

Первоначальный макет театра музыкальной комедии

Окончательный макет театра музыкальной комедии

Окончательный макет театра музыкальной комедии

Директор-распорядитель театра А.А. Зубовский, начальник городского управления культуры В.А. Черкасский, автор проекта театра Г.В. Топуз, художественный руководитель театра М.Г. Водяной на строительстве нового здания театра музыкальной комедии

Директор-распорядитель театра А.А. Зубовский, начальник городского управления культуры В.А. Черкасский, автор проекта театра Г.В. Топуз, художественный руководитель театра М.Г. Водяной на строительстве нового здания театра музыкальной комедии

Вершиной своего творчества, самым сложным, интересным и любимым произведением, в котором автору посчастливилось воплотить синтез архитектурного мастерства, художественной выразительности и технических средств, Генрих Топуз по праву считал здание Театра музыкальной комедии (ул. Пантелеймоновская, 1). Проектирование театра началось в 1965 г., но из-за отсутствия финансирования неоднократно прерывалось и фактически было завершено только к 1975 г. В результате, здание театра, открытие которого состоялось в конце апреля 1981 г., претерпело значительные изменения по сравнению с первоначальным вариантом. На разных стадиях к проектированию подключались соавторы: инженеры-конструкторы Р.И. Ясинский и А.И. Любовский, арх. В.В. Красенко — соавтор интерьера зрительного зала на 1350 мест. На заключительном этапе в разработке элеменов и деталей оформления интерьеров зрительской части здания (гобелен, парадный занавес, индивидуальные светильники из литого стекла и меди, подвесные и стационарные скульптурные композиции) вместе с автором принимали участие художники Н. Абрамова, И. Кулакова, В. Бубнов, А. Шапошникова. Маркетри по всему балкону и наборный паркет из дорoгих, редких пород дерева в главном фойе выполнены по рисункам Г. Топуза. Установленную на гранитной стелле справа от входа на Театральную площадь стилизованную скульптурную композицию музы оперетты с лирой в рукe, выныривающей на дельфине из морской волны, исполнил скульптор А. Князик. В конце 1976 г., чтобы осуществлять постоянный авторский надзор за строительством, Г. Топуз по настоянию сменившегося руководства Гипрограда был вынужден покинуть стены ставшего для него родным за долгие десятилетия работы проектного института и перешел на работу в СУ-142 треста «Одестрансстрой», которое возводило здание театра. Здесь он смог непосредственно руководить строительством, обеспечивая соблюдение требований проекта, участвовать в разрешении постоянно возникавших архитектурных и конструктивных вопросов, в подборе отделочных материалов, оборудования и одежды сцены, изготовлении мебели и оборудования, осветительных приборов, декоративных деталей. Постоянно разъезжая по каменным карьерам и авиационным заводам страны, он заключал договора на поставку розового мангышлакского туфа, гранита и мрамора, на витражи и декоративные фасадные элементы из меди и аннодированных алюминиевых сплавов... Так он всегда относился к своим произведениям — с ответственностью, профессионализмом и любовью. В результате лёгкое и торжественное театральное здание, уникальное по своему общегородскому значению, стало украшением архитектурного ансамбля нового общественного центра Одессы. В соответствии с генеральным планом города театр возведен на просторной открытой площади между ул. Пантелеймоновской и Итальянским бульваром и обращён главным фасадом в сторону моря — к ул. Белинского. Новый одесский театр начинается не с традиционной «вешалки», а с хрупкой фигурки юной музы на дельфине, фонтана над зеркалом бассейна (который также имеет важное утилитарное назначение: градирня для охлаждения установок мощных кондиционеров). Одновременно с открытием, на фасаде рядом с главным входом была установлена металлическая памятная доска с указанием организаций, проектировавших и построивших это сооружение, с именами автора и его соавторов. Вот уже более десяти лет как она бесследно исчезла со своего места. Меняются времена, приходят новые люди. В дирекции Одесского академического театра музыкальной комедии им. М.Г. Водяного на вопрос, куда пропала эта доска, ответили, что никогда о её существовании и не знали… С 1981 г. по 1989 г. Генрих Топуз связал свою творческую судьбу с Одесской научно-реставрационной производственной мастерской Госстроя Украины, куда был приглашен на должность главного архитектора. Под его руководством в этот период была осуществлена реставрация Воронцовского Дворца с колоннадой, Дворца Моряков (Дворец Нарышкиной), Городской Думы (Старая Биржа), Музея морского флота (Английский клуб), Литературного музея (Дворец Гагариной), Музея западного и восточного искусства (Дворец Абазы), Филармонии (Новая Биржа), Шахского Дворца (Дворец Бржозовского), Городской публичной библиотеки.

Презентация проекта пешеходной зоны на ул. Дерибасовской в журнале «Строительство и архитектура». 1986 г.

Презентация проекта пешеходной зоны на ул. Дерибасовской в журнале «Строительство и архитектура». 1986 г.

В середине 80-х годов Г. Топуз в составе большого авторского коллектива (художники Е.И. Оленин, Э.И. Пасховер, Е.А. Розенблюм, архитекторы Г.В. Топуз, Я.К. Волченок, при участии Д.Ю. Потия, А.А. Роменского, научное обоснование к проекту — канд. архит. В.Г. Топуз) принял участие в проектировании первой в Одессе пешеходной зоны и реконструкции городского центра досуга и общения на ул. Дерибасовской. В 1984 г. на центральной улице было прекращено движение транспорта и она превратилась в прогулочный молл под открытым небом, магистраль с ярко выраженными культурно-познавательной, торгово-развлекательной и образно-художественной функциями. Непроходящее в течение всей жизни увлечение живописью, так помогавшее Генриху Топузу в его повседневном архитектурном творчестве, воплотилось в сотнях пейзажных этюдов, портретов, натюрмортов, графических зарисовок. На улицах родного города, в многочисленных поездках по стране и за рубежом, на морском берегу и в густой листве природного ландшафта он не расставался с карандашом и кистью.

Г.В. Топуз был, пожалуй, единственным из одесских архитекторов, его современников, который регулярно устраивал перед общественностью города свои творческие отчёты — выставки акварелей, рисунков, выстроенных по его проектам жилых, общественных зданий и сооружений, памятников и монументов. Его первая персональная выставка состоялась в г. Уфе ещё в 1943 г. и послужила началом для дальнейших отчётов других известных и маститых членов Союза архитекторов, проживавших и работавших в годы войны в Башкирии. Это начинание, ставшее для него традицией, архитектор продолжил в Одессе, где в 1956 г. провёл свой первый творческий отчёт в стенах Гипрограда. Затем выставки работ Г. Топуза проводились в 1961 г. — в помещении Союза архитекторов на ул. Пушкинской, 24, в 1976 г. — в построенном по его проекту выставочном зале Союза художников на ул. Торговой, 2, в 1984 г. — в Одесском художественном музее по ул. Софиевской, 5-А.

Рисунок акварелью Г. Топуза

Рисунок акварелью Г. Топуза

В 1989 г. по предложению и просьбе директора пансионата-профилактория «Стройгидравлика» А.П. Бачина, на Французском бульваре, 61, в светлом и уютном зале на 14-м этаже спального корпуса была открыта постояннодействующая выставка более полусотни акварельных, пастельных и графических работ, выполненных Г. Топузом в разные годы. К сожалению, после сноса корпусов пансионата «Стройгидравлики» все эти работы бесследно исчезли. В 60-е-70-е годы, параллельно с насыщенной и плодотворной работой в области архитектуры, Г. Топуз успевал много и успешно сотрудничать в Торгово-промышленной палате как профессиональный художник-график. Он разработал множество торговых знаков и фирменных марок для одесских пищевых, промышленных и производственных предприятий. Выполненные им рекламные проспекты, этикетки и товарные упаковки нередко были украшены видами Одессы, её лучшими зданиями и памятниками.

Эмблема Театра музкомедии

Эмблема Театра музкомедии

Значок-эмблема одесской команды КВН

Значок-эмблема одесской команды КВН

Как художник-постановщик Г. Топуз принимал участие в оформлении некоторых спектаклей в театрах оперетты и русской драмы, сотрудничая с режиссёрами И.А. Гриншпуном, М.А. Ошеровским, Б.И. Зайденбергом. Им созданы современная официальная эмблема Театра музкомедии, значок-эмблема знаменитой одесской команды КВН первого «созыва» под руководством Валерия Хаита. Он стоял у истоков Всемирного клуба одесситов, был одним из первых его Действительных членов. С переходом на работу в Художественно-инжениринговый центр «Экспресс-проект» в должности главного архитектора, Г.В. Топуз продолжал много проектировать и строить. За довольно короткий отрезок времени, с 1989 г. по 1993 г., здесь им были запроектированы жилой дом по ул. Греческой, 13-15 (1990-1992 гг.), 6-тиэтажное административное здание фирмы «Стройпрессмаш» (ныне — выставочный центр «Мирс») по ул. Б. Арнаутской, 53 (1991-1993 гг.), офисное здание, первоначально предназначавшееся для еврейского общественно-культурного центра по ул. Б. Арнаутской, угол ул. Екатерининской (1993-1994 гг.), первый в Одессе жилой комплекс, созданный по европейскому стандарту — с двухъярусными квартирами улучшенной планировки и в честь автора носящий имя «Генрих», по ул. Карантинной, 14 (1993-1995 гг.). Параллельно с этим, Г. Топуз неоднократно приглашался заказчиками для завершения и исправления решений уже начатых строительством объектов. Так например, по его проектам были осуществлены фасады зданий высотного административно-бытотового корпуса станкостроительного объединения на Бугаёвке, Проминвестбанка по ул. Пушкинской, 36, Детского реабилитационного центра детей-инвалидов («Дом с ангелом») по ул. Пушкинской, 51. После пожара на Новом базаре Г. Топуз с присущей ему точностью и достоверностью разработал проект восстановления и реконструкции фасада Молочного корпуса по ул. Торговой, 26.

Проект реставрации Лунного парка и буфета у Гигантской лестницы на Приморском бульваре

Проект реставрации Лунного парка и буфета у Гигантской лестницы на Приморском бульваре

Среди других проектов, выполненных Генрихом Топузом в соавторстве с архитекторами «Экспресс-проекта», следует выделить как наиболее значительные: восстановление помещений бывшего варьете «Фарс» под театрализованное варьете-шоу им. Э. Ришелье, по ул. Ланжероновской, 28 (соавторы архитекторы В.Я. Писанка, Ю.П. Данилюк), проектные предложения по строительству международного бизнес-центра на двух альтернативных площадках — на пр. Шевченко и на пл. Толбухина (соавторы архитекторы Е.А. Попов, Ю.П. Данилюк), 8-миэтажный жилой комплекс с квартирами в двух уровнях на Лидерсовском бульваре, 9 (соавторы архитекторы В.Я. Писанка, В.Г. Топуз), проект реставрации, реконструкции и реновации Лунного (Пионерского) парка и буфета Енни и Ко у Гигантской (Потёмкинской) лестницы на Приморском бульваре под здания казино «У Дюка» и выставочного павильона (соавтор арх. В.Г. Топуз). Существенный вклад в определение градостроительной политики в Одессе второй половины прошлого столетия, воссоздание исторической и архитектурно-художественной среды при формировании новых районов, зданий, сооружений архитектор Г.В. Топуз внёс, являясь бессменным членом Градостроительного и Художественного советов при Одесском горисполкоме, членом правления Союза архитекторов, делегатом большинства всесоюзных и республиканских съездов архитекторов. После открытия в ОИСИ в 1971 г. нового архитектурного факультета более 20 лет Г. Топуз участвовал в подготовке молодых специалистов, передавая свои знания и опыт студентам-дипломникам. Официальное признание заслуг Генриха Топуза пришло, к сожалению, слишком поздно. Одесское отделение Союза архитекторов неоднократно выдвигало его кандидатуру на присвоение звания «Заслуженный архитектор УССР», он номинировался на соискание Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко, но каждый раз «сверху» приходила так распространённая в советский период для лиц определённой принадлежности резолюция: «НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО». Лишь в 1993 г. вновь созданная Украинская Академия архитектуры первым из одесских архитекторов присвоила ему почётное звание Академика. Неожиданно. Сама. Без каких-либо представлений и выдвижений. Просто, за личный вклад в архитектуру Одессы, а следовательно — всей обновлённой Украины. В 1993г по трагически сложившимся семейным обстоятельствам Генрих Владимирович переезжает сначала в Австралию, а оттуда, через год, в Израиль. Здесь он по-прежнему много рисует, выставляется в художественной галерее в Иерусалиме. В 1996 г. он привозит выставку своих работ в Сидней, где она прошла, как всегда, с большим успехом. А в Одессе в это время ещё продолжали строиться дома по его проектам...

Скончался архитектор Генрих Владимирович Топуз 29 октября 1999 г. на 84-м году жизни. К сожалению, имя архитектора — творца многочисленных неординарных зданий, сооружений, памятников и крупных городских ансамблей зачастую остаётся только на чертежах их проектов, пылящихся в архивах, и, со временем, всё реже вспоминается потомками, в чьё пользование переходит результат его многолетнего творчества. У Генриха Топуза всё обстояло иначе — его именем назван современный жилой дом по ул. Карантинной, 14, мемориальная доска Академику Г.В. Топузу в 2002 г. установлена на фасаде исторического здания — памятника архитектуры по ул. Пушкинской, 33 (автор — скульптор Олег Новаев), где с 1985 г. по 1993 г. находилась его творческая мастерская, перешедшая в пользование «Экспресс-проекта». Имя автора высечено в граните у подножия памятников Т.Г. Шевченко и Неизвестному матросу.

Скульптор П.М. Криворуцкий и архитектор Г.В. Топуз в процессе работы над бюстом

Скульптор П.М. Криворуцкий и архитектор Г.В. Топуз в процессе работы над бюстом

В своей жизни Г. Топуз много и тесно сотрудничал, дружил со многими талантливыми и известными на всю страну одесскими скульпторами, но лишь двое из них в разные годы запечатлели его образ, исполнив бюсты архитектора: Э.М. Фридман — в 1945 г. и П.М. Криворуцкий — в 1986 г. Последний прижизненный скульптурный портрет зодчего по сей день с любовью и признательностью хранится сотрудниками «Экспресс-проекта» в офисе (бывшей творческой мастерской Г. Топуза) на ул. Пушкинской, 33. В одном из последних своих писем другу и коллеге И.М.Безчастнову Генрих Топуз писал: «Я сожалею, что очень мало успел сделать в своей жизни, но ни в коем случае не жалею, что не достиг большего». В предлагаемом очерке мы постарались объективно и подробно (возможно, кому-то покажется, слишком) осветить творческий путь и достижения на нём нашего любимого отца и деда. Он заслужил своим трудом, талантом, благородством и преданностью родному городу, чтобы о нём с бла

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300