20.11.2012 | Криминал

Шпионский скандал: в Одессе журналиста обвиняют в сборе данных о флоте

На 28 ноября намечено следующее заседание Приморского районного суда по делу против гражданина Молдовы журналиста Семена Никулина, задержанного в Одессе в апреле и обвиняемого в шпионаже.

По ходатайству обвинения слушания проводятся в закрытом режиме. С 28 августа иностранец содержится в Одесском следственном изоляторе, куда был этапирован из Киева. Напомним: поводом для обвинения 38-летнего журналиста в шпионаже стало получение неких секретных документов.

В августе Служба информации и безопасности Молдовы заявила, что арестованный «не имеет отношения» к деятельности этого ведомства.

С. Никулин – выпускник Одесского института сухопутных войск. Бывший журналист газеты «Независимая Молдова» и агентства «Moldpres». На момент задержания работал в пресс-центре Объединенной контрольной комиссии. Это трехсторонний орган, который руководит миротворческой операцией в Приднестровье.

Издание «КоммерсантЪ- Молдова» обнародовало некоторые подробности дела:

«Господину Никулину вменяют в вину сбор сведений, угрожающих обороноспособности украинского Военно-морского флота. Об этом сообщил источник, знакомый с материалами дела. «В деле Никулина действительно есть документы, касающиеся флота. Но они не пригодятся ни Молдове, ни любому другому государству. Тем более что по договору о сотрудничестве между РМ и Украиной соответствующие ведомства и так обмениваются этими документами»,— отметил информированный собеседник, не уточнив, впрочем, о каких документах идет речь и какие именно сведения они содержат.

Информацию о том, что обвинения носят именно такой характер, подтвердил и сам обвиняемый, с которым корреспонденту «Ъ-MD» удалось пообщаться после одного из судебных заседаний.

(…) Как сообщила адвокат обвиняемого Валерия Журбас, суд закончил отсматривать приобщенные к делу видеозаписи, которые представила сторона обвинения, и приступил к допросу свидетелей. Главным свидетелем по делу о шпионаже является друг семьи Семена Никулина – подполковник украинской армии Александр Пономарев. С ним обвиняемый учился в Одесском институте сухопутных войск.

Именно в одесской квартире Пономарева, где впоследствии и задержали Никулина, были сделаны аудио- и видеозаписи, которые легли в основу обвинения. Общий хронометраж записей бесед Никулина и Пономарева насчитывает восемь часов. «Это разговоры за бутылкой коньяка. Так как оба военные, они и говорили об армии, — рассказал собеседник «Ъ-MD», ознакомленный с видео- и аудиоматериалами.— Если слушать пленки, заметно, что Пономарев относится к Никулину с расположением и симпатией. Однако в письменных показаниях называет исключительно иностранцем и делает вид, что не знаком с женой обвиняемого, хотя они не раз отдыхали семьями на базе отдыха «Расейка». Кстати, тапочки Пономарева до сих пор лежат дома у Никулина».

О довольно тесном и вполне дружелюбном общении Семена Никулина и Александра Пономарева говорят и их совместные фотографии в социальной сети «Одноклассники».

Хотя Семен Никулин был задержан в апреле нынешнего года, слежка за ним, по данным «Ъ-MD», велась еще с 2010-го. Уголовное дело насчитывает четыре тома, причем свидетель Пономарев уже 11 раз менял показания.

(…) По словам адвокатов обвиняемого Валерии Журбас и Ивана Устенко, Семен Никулин своей вины не признавал, а все его показания соответствуют материалам обстоятельств, которые изложены в деле. Сообщить дополнительные детали дела защитники Никулина отказались, объяснив это обязательством не разглашать факты. Впрочем, по словам адвокатов, приобщенные к делу записи нельзя считать доказательством шпионажа.

Несмотря на ходатайства защиты, суд не нашел оснований для применения в отношении Никулина мер безопасности, на которых настаивали адвокаты. В частности, они просили ограничить доступ посторонних, чтобы избежать давления. В то же время мать Никулина, которая 8 ноября получила разрешение на посещение, не пустили к сыну – по причине того, что «в здании ведется ремонт и возможности организовать свидание нет».

Также адвокаты просили изменить меру пресечения на подписку о невыезде, в чем было отказано на основании того, что, во-первых, предъявлено очень тяжкое обвинение, а во-вторых, подзащитный может скрыться.

Госпожа Журбас добавила, что в следственном изоляторе Никулин похудел на 20 кг, у него обострились хронические заболевания.

После того как в Приморском суде завершится стадия судебного следствия, суд перейдет к стадии дополнений, а затем – к дебатам, в ходе которых прокурор объявит запрашиваемый обвинением срок наказания. Потом – последнее слово подсудимого и вынесение приговора».

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки