11.05.2012 | Экономика

Одесская область: из порта уходит крупный клиент

Компания «Ferrexpo» Константина Жеваго начинает экспортировать продукцию связанного с ним же Полтавского горно-обогатительного комбината в придунайские страны через Румынию.

В ближайшие недели первая судовая партия будет отправлена по Днепру, затем – по морю и через румынский канал Констанца — Чернаводэ далее по Дунаю.

Если этот вариант транспортировки докажет свою экономическую эффективность, в Румынию может уйти грузопоток в размере около 2,5 млн. т в год. В 2011-м объем поставок рудных грузов «Ferrexpo» составил 9,9 млн. т. Он распределялся на три примерно равные части. Экспорт через порт Южный и терминал «ТИС-руда» (Одесская область) – в основном в Китай. Через железнодорожные пограничные переходы на западе – в страны Европы. Через Измаильский порт (Одесская область) – в придунайские государства. «Ferrexpo» намерена в нынешнем году увеличить объемы поставок до 12 млн. т, но Измаил может оказаться не у дел.

Этот порт на 99% ориентирован на экспорт и на транзит в режиме вывоза из Украины. Специфика предприятия в том, что грузы доставляются по железной дороге, а затем вывозятся речными судами и караванами барж в придунайские страны. Основной украинский экспортер руды в этом регионе – Полтавский ГОК. Его продукция в последние годы составляла более 50% объемов грузопереработки в Измаильском порту. Судя по всему, в ближайшие годы «Ferrexpo» останется ведущим игроком рынка. В ноябре 2011-го компания подписала десятилетний контракт с австрийским металлургическим комбинатом «Voestalpine» на эксклюзивную ежегодную поставку до 3 млн. т окатышей.

Но в свете последних новостей порт от этого ничего не выиграет. Тенденция ухода рудного грузопотока налицо. Если в 2010-м объем перевалки руды через Измаил составлял 4 млн. 52,2 тыс. т (доля в общем объеме – 59,3%), то по итогам января – июня прошлого года уменьшился на 17,5%, а по результатам всего 2011-го — на 36,1%. В I квартале 2012 года доля руды в общем объеме переработки уже составила 43,2%. И компенсировать уход полтавского сырья Измаилу нечем.

Эксперты не дают однозначного ответа на вопрос, почему К. Жеваго уводит свои грузы из Измаила. По одной из версий, это происходит не из-за чьего-то злого умысла, а по причине дефицита грузовых вагонов. На начало 2012-го у «Ferrexpo» было 1 тыс. 45 собственных вагонов. К июню парк пополнится еще 600 единицами. Компания сможет обеспечить потребности в перевозках на погранпереходы на западе. Выполнять же перевозки в своих вагонах на Измаил накладно, так как в порту при грейферной разгрузке они часто ломаются. Правда, дефицит вагонов существовал и раньше. Но в «Ferrexpo» об уходе из Измаила и не помышляли. Так что более вероятной причиной опрошенные руководители транспортных компаний города считают смену менеджмента в порту и последовавшие изменения схем и условий работы с клиентурой.

В прошлом году руководителем порта был назначен Юрий Фуртатов. Он сменил на этой должности Валентина Котельного, возглавлявшего предприятие в течение 24 лет. Ранее Ю. Фуртатов работал заместителем и главным инженером в порту Южный, первым заместителем начальника Херсонского морского порта и директором одесского судоремонтного завода «Украина». Стоит обратить внимание на то, что в порту Южный Ю. Фуртатов два года был заместителем Юрия Крука-младшего. А затем еще год работал при начальнике Александре Лагоше, прежде возглавлявшем терминал «Авлита» («СКМ» Рината Ахметова).

Переезд Ю. Фуртатова в Измаил многие в транспортном бизнесе восприняли как укрепление позиций Юрия Крука-старшего в Придунавье. Особенно в контексте планов баллотироваться в парламент по мажоритарному округу в Измаиле. Однако сегодняшнее положение градообразующего предприятия вряд ли принесет хоть какие-то политические дивиденды любому близкому к его руководству кандидату в депутаты. Как в имиджевом, так и в финансовом плане. Ведь работа с крупными грузоотправителями у нового начальника порта пока явно не ладится. Что наиболее ярко подтверждает запланированный уход «Ferrexpo».

Надо отметить, что из порта уходит не только руда, но и другие грузы. В частности – транзитный российский уголь и металлургическая продукция «Запорожстали». И причины – в первую очередь, финансовые. Если ранее в Измаиле работали 18 транспортно-экспедиторских фирм, представлявших интересы определенных грузоотправителей, то сейчас осталась одна — «Портинвест» («СКМ»). По информации руководителей транспортных компаний, из-за такой монополизации рынка стоимость услуг выросла в два – три раза. И вот результат. В первой половине предыдущего года общий объем грузопереработки в порту сократился на 10,5%, по итогам всего 2011-го — на 25,4%. А показатели апреля этого года уже на 46,2% меньше, чем за аналогичный период 2011-го.

Характерно, что в прошлом месяце порт заработал всего 13 млн. грн., тогда как годом ранее только фонд оплаты труда составлял 16,5 млн. грн.

Возвращаясь к «Ferrexpo», подчеркнем, что К. Жеваго одним из первых уловил суть происходящих в Измаиле перемен. Еще в декабре 2011-го «Ferrexpo» приобрела за 28,5 млн. евро 100% акций судоходной компании «Helogistics Holdings GmbH» (Австрия). У фирмы есть флот в 253 единицы, она выполняет перевозки по Дунаю и Рейну. Очевидно, что сможет обеспечить и перевозки с Полтавского ГОКа по Днепру, затем – по морю и через Констанцу. Теперь же «Ferrexpo» строит в Австрии терминал для перегрузки окатышей с речных барж на железную дорогу. С учетом этого комплекса и собственной судоходной компании «Ferrexpo» будет использовать Измаильский порт по остаточному принципу. Государственному предприятию это грозит серьезными финансовыми проблемами, вплоть до банкротства.

Александр Арбузов.

"Комментарии"

Реклама альбомов 300
Аккерманская крепость
Экологический университет 300х80
Адвокат