11.05.2012 | Экономика

Одесская область: из порта уходит крупный клиент

Компания «Ferrexpo» Константина Жеваго начинает экспортировать продукцию связанного с ним же Полтавского горно-обогатительного комбината в придунайские страны через Румынию.

В ближайшие недели первая судовая партия будет отправлена по Днепру, затем – по морю и через румынский канал Констанца — Чернаводэ далее по Дунаю.

Если этот вариант транспортировки докажет свою экономическую эффективность, в Румынию может уйти грузопоток в размере около 2,5 млн. т в год. В 2011-м объем поставок рудных грузов «Ferrexpo» составил 9,9 млн. т. Он распределялся на три примерно равные части. Экспорт через порт Южный и терминал «ТИС-руда» (Одесская область) – в основном в Китай. Через железнодорожные пограничные переходы на западе – в страны Европы. Через Измаильский порт (Одесская область) – в придунайские государства. «Ferrexpo» намерена в нынешнем году увеличить объемы поставок до 12 млн. т, но Измаил может оказаться не у дел.

Этот порт на 99% ориентирован на экспорт и на транзит в режиме вывоза из Украины. Специфика предприятия в том, что грузы доставляются по железной дороге, а затем вывозятся речными судами и караванами барж в придунайские страны. Основной украинский экспортер руды в этом регионе – Полтавский ГОК. Его продукция в последние годы составляла более 50% объемов грузопереработки в Измаильском порту. Судя по всему, в ближайшие годы «Ferrexpo» останется ведущим игроком рынка. В ноябре 2011-го компания подписала десятилетний контракт с австрийским металлургическим комбинатом «Voestalpine» на эксклюзивную ежегодную поставку до 3 млн. т окатышей.

Но в свете последних новостей порт от этого ничего не выиграет. Тенденция ухода рудного грузопотока налицо. Если в 2010-м объем перевалки руды через Измаил составлял 4 млн. 52,2 тыс. т (доля в общем объеме – 59,3%), то по итогам января – июня прошлого года уменьшился на 17,5%, а по результатам всего 2011-го — на 36,1%. В I квартале 2012 года доля руды в общем объеме переработки уже составила 43,2%. И компенсировать уход полтавского сырья Измаилу нечем.

Эксперты не дают однозначного ответа на вопрос, почему К. Жеваго уводит свои грузы из Измаила. По одной из версий, это происходит не из-за чьего-то злого умысла, а по причине дефицита грузовых вагонов. На начало 2012-го у «Ferrexpo» было 1 тыс. 45 собственных вагонов. К июню парк пополнится еще 600 единицами. Компания сможет обеспечить потребности в перевозках на погранпереходы на западе. Выполнять же перевозки в своих вагонах на Измаил накладно, так как в порту при грейферной разгрузке они часто ломаются. Правда, дефицит вагонов существовал и раньше. Но в «Ferrexpo» об уходе из Измаила и не помышляли. Так что более вероятной причиной опрошенные руководители транспортных компаний города считают смену менеджмента в порту и последовавшие изменения схем и условий работы с клиентурой.

В прошлом году руководителем порта был назначен Юрий Фуртатов. Он сменил на этой должности Валентина Котельного, возглавлявшего предприятие в течение 24 лет. Ранее Ю. Фуртатов работал заместителем и главным инженером в порту Южный, первым заместителем начальника Херсонского морского порта и директором одесского судоремонтного завода «Украина». Стоит обратить внимание на то, что в порту Южный Ю. Фуртатов два года был заместителем Юрия Крука-младшего. А затем еще год работал при начальнике Александре Лагоше, прежде возглавлявшем терминал «Авлита» («СКМ» Рината Ахметова).

Переезд Ю. Фуртатова в Измаил многие в транспортном бизнесе восприняли как укрепление позиций Юрия Крука-старшего в Придунавье. Особенно в контексте планов баллотироваться в парламент по мажоритарному округу в Измаиле. Однако сегодняшнее положение градообразующего предприятия вряд ли принесет хоть какие-то политические дивиденды любому близкому к его руководству кандидату в депутаты. Как в имиджевом, так и в финансовом плане. Ведь работа с крупными грузоотправителями у нового начальника порта пока явно не ладится. Что наиболее ярко подтверждает запланированный уход «Ferrexpo».

Надо отметить, что из порта уходит не только руда, но и другие грузы. В частности – транзитный российский уголь и металлургическая продукция «Запорожстали». И причины – в первую очередь, финансовые. Если ранее в Измаиле работали 18 транспортно-экспедиторских фирм, представлявших интересы определенных грузоотправителей, то сейчас осталась одна — «Портинвест» («СКМ»). По информации руководителей транспортных компаний, из-за такой монополизации рынка стоимость услуг выросла в два – три раза. И вот результат. В первой половине предыдущего года общий объем грузопереработки в порту сократился на 10,5%, по итогам всего 2011-го — на 25,4%. А показатели апреля этого года уже на 46,2% меньше, чем за аналогичный период 2011-го.

Характерно, что в прошлом месяце порт заработал всего 13 млн. грн., тогда как годом ранее только фонд оплаты труда составлял 16,5 млн. грн.

Возвращаясь к «Ferrexpo», подчеркнем, что К. Жеваго одним из первых уловил суть происходящих в Измаиле перемен. Еще в декабре 2011-го «Ferrexpo» приобрела за 28,5 млн. евро 100% акций судоходной компании «Helogistics Holdings GmbH» (Австрия). У фирмы есть флот в 253 единицы, она выполняет перевозки по Дунаю и Рейну. Очевидно, что сможет обеспечить и перевозки с Полтавского ГОКа по Днепру, затем – по морю и через Констанцу. Теперь же «Ferrexpo» строит в Австрии терминал для перегрузки окатышей с речных барж на железную дорогу. С учетом этого комплекса и собственной судоходной компании «Ferrexpo» будет использовать Измаильский порт по остаточному принципу. Государственному предприятию это грозит серьезными финансовыми проблемами, вплоть до банкротства.

Александр Арбузов.

"Комментарии"

Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки