14.08.2009 | Общество

Подводные археологи обследовали одесский пароход «Ленин», затонувший в 1941 году

Научная экспедиция Института археологии Национальной академии наук Украины завершила обследование одесского пассажирского парохода «Ленин», затонувшего в 1941 году на траверсе крымского мыса Сарыч.

Об этом ТИА «Вікна-Одеса» сообщил директор департамент подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергей Воронов. Он подчеркнул, что главная задача первой в истории подводной экспедиции, целиком посвященной «Ленину», выполнена. «Мы накопили учетную документацию, достаточную для того, чтобы сформировать пакет документов для официального признания парохода «Ленин» братской могилой — местом гибели большого количества людей, — пояснил специалист. — Исходные документы сейчас готовятся и будут переданы в Кабинет Министров: правительство Украины своим постановлением присвоит затонувшему судну статус «Международный морской мемориал».

По словам С. Воронова, в пакет необходимых документов входят, в частности, паспорт подводного памятника и учетная карточка, в которой заполняется несколько десятков позиций. Описывается внешнее состояние затонувшего судна, указывается наличие на борту человеческих останков, взрывоопасных предметов и вооружения, географическое расположение объекта, его технические данные.

Затонувший «Ленин» лежит на глубине 97 метров. Его обследовали с помощью телеуправляемого подводного аппарата «Софокл». На борту судна исследователи обнаружили семь ходовых концов, по которым внутрь погибшего парохода проникали «подводные мародеры». «Самый печальный итог нашей экспедиции в том, что зафиксированы факты разграбления судна «черными» археологами, — сообщил директор департамента. — Украден штурвал, разграблен ряд навигационного оборудования из ходовой рубки».

Что ж до самой истории «Ленина» (одного из трагических эпизодов начала войны, который и сегодня досконально не изучен), до сих пор считалось: воспользоваться шлюпками с тонущего парохода люди на его борту не смогли —слишком быстро затонуло судно. Однако в ходе экспедиции выяснилось, что, по крайней мере, одна все-таки была спущена — скорее всего, «набитая пассажирами», говорит С. Воронов. «Но судно настолько быстро погружалось в воду, что обрубить концы просто не успели, — полагает историк. — И «Ленин» ушел на дно, утянув с собой шлюпку с людьми. Сейчас она, примятая бортом затонувшего парохода, стоит на грунте. В лодке большое количество каких-то фрагментов непонятного назначения. Но особой возможности исследовать содержимое не было, поскольку донное течение очень мощное и робот постоянно сносило».

Напомним: в свой последний рейс судно, построенное в 1909 году, а в годы советской власти переименованное из «Симбирска» в «Ленин», отправилось из Одессы 24 июля 1941-го. Вместе с ним по направлению к Крыму вышли из порта два транспорта — «Грузия» и «Ворошилов» (по данным историков, он шел «на одном двигателе» и неоднократно ложился в дрейф по причине поломок в машине, из-за чего останавливался весь караван). Точных данных о том, сколько людей было принято на борт «Ленина», нет и сегодня. Изначально рассчитанный на перевозку 472 пассажиров, он, как вспоминают очевидцы, был «заполнен под завязку». На пароходе находились, кроме членов экипажа, мобилизованные солдаты и матросы маршевых подразделений, а также беженцы.

Трагедия произошла в 23.30 27-го июля на траверсе мыса Сарыч: в районе носовой части головного транспорта «Ленин» раздался взрыв. Что стало его причиной, до сих пор доподлинно неизвестно. Однако большинство исследователей склоняются к версии, что судно подорвалось на советской мине. Приказ о минировании вод Черного моря оборонительными минными заграждениями был отдан командованием флота.

Спасением людей первое время занимался лишь МО-025 — единственный боевой корабль, сопровождавший транспорты. Затем подошли шлюпки с двух других судов. Документы свидетельствуют, что только на «Ворошилов», на котором изначально было порядка трех тысяч людей, подняли из воды 207 человек с «Ленина». Точные данные о количестве жертв крушения так и не были установлены. По разным оценкам, число погибших составило от 650 до 2 500 человек.

Читайте также:

Одесскому пароходу «Ленин», затонувшему в 1941-м, присвоят статус «Международного морского мемориала»

Эхо войны: в Одессе почтили память погибших на пароходе «Ленин»

Эксперт: на Одессу приходится более четверти подводных памятников Украины

Вблизи Одессы будут поднимать со дна моря «Юнкерс» времен войны

Информагентство "Вiкна-Одеса"

Фотогармошка 300
Аккерманская крепость
Адвокат