26.07.2009 | Общество

Эхо войны: в Одессе почтили память погибших на пароходе «Ленин»

Сегодня в Одессе открыта мемориальная доска в память о жертвах трагедии, разыгравшейся в Черном море в первые недели Великой Отечественной войны, — о погибших на пароходе «Ленине».

Торжественная церемония состоялась у Спасо-Николаевской церкви в Одесском морском торговом порту, передает корреспондент ТИА «Вікна-Одеса». Мемориальная доска (работа одесского скульптора Алексея Копьева) установлена на стене храма — рядом c теми, которыми ранее здесь же была увековечена память жертв крушения пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» и погибших моряков китобойной флотилии «Слава».

Участие в церемонии приняли несколько человек, непосредственно причастных к трагической истории «Ленина», затонувшего 27 июля 1941 года. Элеоноре Котик было в то время четыре года, Владимиру Реусу — два. Роман Заславский тогда еще не родился (его матери, ожидавшей появления сына на свет, посчастливилось оказаться среди тех, кто спасся)…

В свой последний рейс судно, построенное в 1909 году, а в годы советской власти переименованное из «Симбирска» в «Ленин», отправилось из Одессы 24 июля 1941-го. Вместе с ним по направлению к Крыму вышли из порта два транспорта — «Грузия» и «Ворошилов». Последнее судно, по данным историков, шло «на одном двигателе» и неоднократно ложилось в дрейф по причине поломок в машине, из-за чего останавливался и весь караван. Сколько людей было принято на борт «Ленина», до сих пор доподлинно неизвестно. Изначально рассчитанный на перевозку 472 пассажиров, он, как вспоминают очевидцы, был «заполнен под завязку». На теплоходе находились, кроме членов экипажа, мобилизованные солдаты и матросы маршевых подразделений, а также беженцы.

«На борт было принято более 1 200 человек раненых, женщин, детей, а также военнослужащих, недавно призванных и отправляемых в тыл. Сколько человек проникло на борт по знакомству, сколько было воспользовавшихся неразберихой, не знает никто, — пишет в своей статье, опубликованной в «Вечерней Одессе», Игорь Алексеев, главный специалист Украинского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института Морского флота. — В те месяцы на причалах порта сидели на узлах тысячи людей, ожидавших отправки, посему погрузка велась в срочном порядке, и списка поднявшихся на борт судна не составляли. По воспоминаниям боцмана, пароход был перегружен так, что пассажиры занимали все подсобные помещения и палубы».

Трагедия произошла в 23.30 27 июля на траверсе мыса Сарыч: в районе носовой части головного транспорта «Ленин» раздался взрыв. Что стало его причиной, до сих пор доподлинно неизвестно, однако большинство исследователей склоняются к версии, что судно подорвалось на советской мине. Приказ о минировании вод Черного моря оборонительными минными заграждениями был отдан командованием флота.

Подорвавшийся пароход затонул так быстро, что шлюпок с него спустить не успели, а спасением людей первое время занимался лишь МО-025 — единственный боевой корабль, сопровождавший транспорты. Подошедшие с опозданием шлюпки с двух других судов также смогли спасти многих пассажиров погибшего судна. Документы свидетельствуют, что только на «Ворошилов» (на нем было порядка трех тысяч людей) подняли из воды 207 человек. Точные данные о количестве жертв крушения так и не были установлены. По разным оценкам, число погибших составило от 650 до 2 500 человек.

По данным И. Алексеева, на пароходе «Ленин» находилось много членов семей моряков и мобилизованных, чьи родственники и поныне живут в Одессе. Совет ветеранов Черноморского морского пароходства установил фамилии погибших членов экипажа парохода. Однако фамилии более тысячи одесситов — женщин, детей, стариков, призывников — неизвестны и сегодня.

Фото Олега Владимирского смотрите здесь.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки