11.07.2019 | Культура

Реставрацией похищенного из одесского музея полотна занялись итальянские специалисты

Ожидается, что работы по реставрации картины «Поцелуй Иуды» («Взятие Христа под стражу»), авторство которой приписывается Микеланджело Меризи да Караваджо, будут завершены до конца года.

Об этом корреспонденту агентства «Вікна-Одеса» сообщил и.о. директора Одесского музея западного и восточного искусства Игорь Пороник.

Сейчас руководитель находится в Киеве, в Научно-исследовательском национальном реставрационном центре Украины (ННИЦРУ) на совещании с итальянскими экспертами-реставраторами. Он подтвердил информацию председателя попечительского совета ОМЗВИ Юрия Маслова о том, что итальянские специалисты прибыли, чтобы помочь украинским реставраторам.

«Сегодня нам удалось очень серьезно продвинуться в вопросе реставрации полотна «Поцелуй Иуды». Впервые официально допустили к полотну ведущих итальянских экспертов, имеющих опыт в реставрации работ этого художника в Риме. Стараниями Игоря Пороника и Натальи Чечиковой удалось не просто привезти Giulia Silvia Ghia в Киев, но и обеспечить синергию с командой украинских реставраторов, во главе со Светланой Стрельниковой. Центр и наш музей стали обладателем уникальных итальянских реставрационных каталогов, в которых помимо базы фотографий послойной ренгнографии, данных химических исследований красочных пигментов, представлены абсолютно новые данные рефлексографических исследований полотен», – написал Ю. Маслов на своей странице в Facebook.

Приезд итальянских специалистов в Украину для работы с полотном, похищенным из одесского музея, стал возможен благодаря помощи чрезвычайного и полномочного посла Республики Италия Давида Ле Чечилия. Их участие в реставрации и последующую экспертизу полотна финансирует итальянская сторона.

И. Пороник также рассказал, что итальянские специалисты удовлетворены подходом наших реставраторов. Уже выполнена самая кропотливая часть работы – соединены края вырезанного куска полотна и оставшейся окантовки (картину вырезали из рамы). Сейчас реставраторы будут восстанавливать красочный слой.

Кроме того, в Италии создается база данных работ Караваджо – тех, которые, несомненно, принадлежат кисти художника, и тех, которые претендуют на место в основном перечне. После окончания реставрации полотно из ОМЗВИ будет отправлено в Рим, где его исследуют на современном оборудовании, после чего включат в данный каталог. Также получено приглашение выставить «одесского» Караваджо в Риме.

«Я считаю, что это большой прорыв. Итальянские специалисты процентов на 80 считают, что у этой картины есть шанс попасть в основной каталог», – добавил руководитель музея. А Ю. Маслов подчеркнул, что участие в спасении картины итальянских специалистов – «это не просто доступ к бесценному опыту, это окончательное решение вопросов атрибуции, которая не вызывает сомнения у ведущих международных экспертов».

Он также отметил: «Отдельный вопрос к тем украинским полицейским, которые перевозили картину из Берлина. Эти «профессионалы» умудрились сложить холст в несколько раз, запихнуть его в целлофановый кулек и придавить чемоданом. В результате, по мнению реставраторов, именно повреждения полотна от перевозки оказались самыми существенными и сложно реставрируемыми».

Напомним: картина «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды» была украдена из Одесского музея западного и восточного искусства в ночь на 1 августа 2008 года. В это время там находился один охранник, а на окнах отсутствовали решетки. Сигнализация, которая была установлена в музее в 1996-м (она состояла из акустических датчиков, включающих сирену только при повреждении оконных стекол), не сработала.

Полотно было найдено в Берлине летом 2010 года в ходе совместной немецко-украинской операции при участии антитеррористического подразделения GSG 9. Четверо подозреваемых — трое украинцев и россиянин — были арестованы при попытке продать полотно. Всего по этому делу арестовали 20 человек, которых сочли причастными к международной банде похитителей предметов искусства.

Картина же, серьезно пострадавшая, была доставлена в Украину и передана на хранение в Национальные художественные реставрационные мастерские – на время досудебного расследования.

Напомним также: ранее работы по спасению полотна блокировались в судебном порядке, поскольку «Поцелуй Иуды» числится вещественным доказательством по делу. Лишь в апреле 2018 года Подольский районный суд Киева удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры Украины и разрешил реставрацию картины силами организации, в которой она находится на хранении.

Фото со страницы Юрия Маслова в «Фейсбуке».

Информагентство "Вiкна-Одеса"

Реклама альбомов 300
Аккерманская крепость
Адвокат