30.10.2017 | Общество

Танго смерти и поминальная молитва: в Одессе показали третью часть альманаха «Свидетели»

В Одессе состоялась премьера фильма российского режиссера Константина Фама «Скрипка». Это – третья часть альманаха «Свидетели», передает корреспондент агентства «Вікна-Одеса».

Кадр из фильма «Скрипка»

Кадр из фильма «Скрипка»

Константин Фам

Константин Фам

Ленн Кудрявицки

Ленн Кудрявицки

Первые две – «Туфельки» и «Брут» – были показаны в 2016 году во внеконкурсной программе Одесского международного кинофестиваля.

В основу фильма легла история Яновского концлагеря, что был на окраине Львова (1941-1944 гг.). Во время пыток и расстрелов в концентрационном лагере всегда играла музыка. Оркестр состоял из заключенных, исполнявших одну и ту же мелодию – «Танго смерти». Автор этого произведения остался неизвестным.

В числе оркестрантов были профессор Львовской государственной консерватории Штрикс, оперный дирижер Мунт и другие известные в городе музыканты. Когда в 1944-м советские войска освобождали Львов, немцы ликвидировали концлагерь. Музыкантам приказали собраться на дворе лагеря и играть. Солдаты окружили их плотным кольцом и по одному расстреляли.

Главный герой фильма – скрипач, внук расстрелянного в концлагере дирижера. Его отец никогда не говорит с сыном о войне, о своей семье. Неожиданно получив от неизвестного человека уникальную скрипку, он отправляется на поиски дарителя и своих корней…

В беседе с корреспондентом агентства «Вікна-Одеса» режиссер рассказал, что самым сложным в работе над третьей частью оказалось найти скрипачей-актеров. Главную роль сыграл Ленн Кудрявицки – скрипач и актер. Он живет в Германии, но родился в Санкт-Петербурге.

Также в альманахе сыграли известные российские актеры – Владимир Кошевой, Михаил Горевой, Оксана Фандера, Филипп Янковский, Маруся Зыкова. Чем их привлекла работы с молодым режиссером?

В первую очередь – темой, – считает сам К. Фам. – Актеру интересно сыграть то, что он раньше не играл. Оксане Фандере (она сыграла главную роль в «Бруте», появляется и в «Скрипке») в 9 часов утра отправили сценарий, в 11 она перезвонила и сказала, что ей интересно, в 9 вечера мы встретились и договорились о работе над фильмом. Во время разговора спонтанно пришла идея предложить одну из ролей ее мужу, Филиппу Янковскому. Так было со всеми актерами. Отправляешь сценарий – с удовольствием откликаются. Отказов не было, только один актер сказал – я не смогу играть эту роль (начальника концлагеря), у меня сердце разорвется.

– Первая часть – «Туфельки» вышла в 2012 году. А вся работа над фильмом заняла семь лет. Какие ощущения?

Я входил в проект без единого седого волоса, а сейчас, смотрите, сколько седины, – смеется Константин. – А если говорить серьезно, с одной стороны – это была огромная нагрузка, с другой – ощущение абсолютного счастья. Я знал, что делаю то, что для меня важно. Несмотря на все финансовые, физические трудности – огромное наслаждение делать то, что больше тебя. Потому что тогда ты не можешь лукавить. Эта тема выше меня. Ее нужно делать с абсолютно чистыми руками и помыслами.

По словам автора альманаха, основная тема последнего фильма – поиск корней.

Мы забыли кто мы, или по какой-то причине не знаем этого. И поиск корней приводит человека к себе, настоящему. Только зная, кто ты, ты можешь двигаться дальше. Знание своих истоков – это стержень, – уверен режиссер.

С ним согласен Ленн Кудрявицки:

Если посмотреть на историю Германии 1920-1930-х годов, то в это время немецкие евреи практически полностью ассимилировались. На кладбищах исчезли даже еврейские надгробья. В этот момент и начинается катастрофа народа. Мой герой Лео ищет свои корни, ищет прошлое своей семьи… Этот фильм невероятно актуален сегодня. Мир меняется, но люди не учатся на прошлом, повторяют ошибки.

Сценарий фильма «Скрипка» в процессе съемок и монтажа значительно изменился.

Я ищу как художник. Это мой творческий поиск, – объясняет Константин. – Режиссер не писатель. Я не могу переписать 100 страниц, чтобы оставить одну. У меня есть несколько кадров, концепция и очень ограниченное количество повторов – как у сапера. Каждая ошибка стоит очень дорого… Если бы меня спросили, насколько я доволен результатом, я бы сказал: процентов на 60. Сейчас бы, наверное, все сделал по-другому…

В Одессе фильм показали в сокращенном варианте – всего 35 минут. Полная версия на 20 минут длиннее, сказал режиссер, представляя свою работу. Он объяснил, что «Скрипка» выдвинута на «Оскар» в номинации «Короткий метр». А весь альманах автор намерен представить на Берлинском кинофестивале. Поэтому показать полную версию последней части широкому зрителю он пока не может.

Но пообещал, что примерно через полгода в Одессе состоится премьера альманаха. Режиссер напомнил, что после показа в Одессе благодаря помощи местных меценатов он смог приступить к работе над «Скрипкой».

К. Фам уточнил, что мировая премьера альманаха запланирована на конец января – к Международному дню памяти жертв Катастрофы (Холокоста).

«Весь этот фильм – кадиш, поминальная молитва», – говорит режиссер.

Инна Кац, фото автора.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки