14.07.2016 | Наука

Ученые узнали о «великом конопляном пути» древней Евразии

Археологи выяснили, что в конце последней ледниковой эпохи жители Европы и Азии одновременно начали употреблять коноплю.

Фото: greenrushdaily.com

Фото: greenrushdaily.com

Также использование каннабиса в Восточной Азии связывают с расцветом трансконтинентальной торговли, который произошел примерно пять тысяч лет назад. Об этом сообщается в журнале Vegetation History and Archaeobotany, а коротко об открытиях рассказывает New Scientist.

Пыльца, волокна и плоды конопли попадаются работающим в Евразии археологам уже много десятилетий. Ученые из берлинского Свободного университета собрали обширную базу данных о всех подобных случаях и попытались выявить закономерности употребления конопли в доисторических обществах.

Вопреки распространенному мнению, это растение одомашнили не только на территории Китая (11-10 тысяч лет назад). Примерно в то же время коноплю начали выращивать в Европе. Более того, именно на западе Евразии ее регулярно использовали на протяжении несколько тысячелетий. Неизвестно, что именно люди ценили в конопле — психоактивные свойства, лекарственные функции, или же просто изготавливали из нее ткани.

Ситуация резко изменилась примерно пять тысяч лет назад, в начале бронзового века. На Дальнем Востоке коноплю начали выращивать и использовать более интенсивно. По мнению ученых, это связано с появлением кочевников и началом трансконтинентальной торговли (впоследствии выросшей до Великого шелкового пути). Исследователи допускают, что каннабис мог быть одним из первых товаров.

Использование каннабиса в качестве психоактивного вещества можно считать доказанным для кочевников ямной культуры — одной из трех групп, создавших (генетически) современную Европу. Они курили коноплю во время особых праздников и ритуалов, и потом эту привычку переняли другие кочевые народы. Евразийские кочевники следующей волны (скифы), по свидетельству Геродота, регулярно употребляли коноплю.

ЛентаРу

 

20.03.2025.

О больших бутылках и других украшениях Приморского бульвара

Расставлять по Одессе макеты стеклотары придумали на заводе шампанских вин. На промышленной выставке 1910 года в Александровском парке павильон этого завода венчала огромная бутылка (фото 1). Потом эта бутылка торчала над Французским бульваром, спрятанная за заводским забором. В 1928 году, во время съемок фильма «Человек с киноаппаратом», бутылка из-под шампанского (вероятно, уже другая) опять попала в кадр: оператор ее увидел на бульваре Фельдмана, как тогда называли Приморский бульвар (фото 2).

В 2008 году недалеко от памятника Ришелье снова появилась бутылка. Она рекламировала местное вино (фото 3). На следующий год перед Дюком построили огромный куб из полупрозрачной ткани (фото 4) — это тоже была своеобразная реклама одного из городских музеев: получить разрешение что-то поставить на Приморском бульваре считалось престижным.

Первый памятник здесь появился в 1828 году — это была бронзовая статуя одесского градоначальника Ришелье, которая стала и самым первым памятником в городе (фото 5). Второй памятник на бульваре появился в 1889 году, когда на шикарный постамент горожане поставили бюст поэта Пушкина (фото 6). Через 90 лет тут появился третий памятник — родившему в Одессе ученому-ракетостроителю Валентину Глушко. Его разместили на небольшой площади в самом начале бульвара (фото 7).

читати повністю
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки
Загружается...