Об аэростате «Россия», пароходе «Восточная Звезда», авиастроительном заводе и многом другом

...Верстка очередной книги уже подходила к концу, как вдруг.. (о, это многообещающее вдруг!) всплыл совершенно фантастический, в виде наградной медали серебряный жетон «На память спасения шара «Россия» пароходом «Восточная звезда» 21 июля 1908 года».

Поражали в этом случае два обстоятельства. Во первых, подобный жетон не только прежде никогда не встречался, не было его в обширном собрании крупнейшего коллекционера В.В. Ашика и, как мне известно, не появлялся он даже на нумизматических аукционах.

Во-вторых, хоть вообще и публиковались очерки о воздушном шаре «Россия», но об этом событии ничего не было известно ни одесским историкам, ни краеведам. Не мог же такой эпизод пройти мимо внимания краеведов, казалось, исследовавших вдоль и поперек всю старую одесскую периодику.

 Жетон  «На память спасения шара «Россия» пароходом «Восточная звезда» 21 июля 1908 года». Лицевая и оборотная стороны. Серебро, диам. 27 мм.

Жетон «На память спасения шара «Россия» пароходом «Восточная звезда» 21 июля 1908 года». Лицевая и оборотная стороны. Серебро, диам. 27 мм.

Но факт оставался фактом — передо мной лежали полученные по электронной почте изображения обеих сторон упомянутого медалевидного жетона.

Закралось даже сомнение: а вдруг рассматриваемый серебряный металлический кружок — всего лишь фантазия какого-нибудь современного мастера, как это случилось с прекрасно выполненной, но нелепо искаженной серебряной портретной медалью «За прекращение чумы в Одессе, 1837».

Сомнения начали рассеиваться, когда при более детальном рассмотрении с помощью увеличительного стекла удалось в нижней части лицевой стороны жетона с воздушным шаром обнаружить именник ювелира — «Пахман Одесса», один из тех, какие известный на всю Россию мастер проставлял на своих многочисленных художественно выполненных работах.

А через несколько дней в старой периодике — ежедневной московской газете «Русское слово» за 4 августа (22 июля) 1908 года отыскалось краткое сообщение:

«ОДЕССА, 21, VII. Трех аэронавтов, поднявшихся на воздушном шаре аэроклуба, сильным ветром унесло в море. Голубь, пущенный с высот Тарханкута, прилетел через семнадцать часов с известием, что воздухоплаватели спасены от гибели пароходом «Восточная Звезда».

Общеизвестны многие перипетии, связанные с воздушным шаром «Россия». Научно-техническое общество «Одесский аэроклуб» (ОАК), второе в империи, начало свою деятельность 21 марта 1908 года по инициативе одесского банкира, купца 1-й гильдии, будущего основателя и владельца крупнейшего на Юге России авиастроительного завода, потомственного почетного гражданина А.А. Анатра.

Первым президентом аэроклуба был генерал от кавалерии, командующий войсками
Одесского военного округа, барон А.В. Каульбарс, который впоследствии сыграл большую роль в становлении и развитии русской военной авиации.

Свою деятельность аэроклуб начал с издания иллюстрированного журнала «Спорт и наука» и приобретения летом 1908 года заказанного в Париже аэростата «Россия». Этот летательный аппарат вместе со снаряжением весил 428 кг, а его подъемная сила составляла немногим менее 900 кг.

В Одессе воздушные шары взлетали не только с расположенной над обрывом площадки, что находилась на Софиевской, 5, возле Художественного музея. Повелением Николая II Одесскому аэроклубу в степной местности был отведен немалый участок в окрестностях города. Впоследствии на территории аэроклуба разместился аэродром, прозванный «Школьным».

Корзина воздушного шара. Заметка в газете, 1962 г.

Корзина воздушного шара. Заметка в газете, 1962 г.

Первый полет аэростата «Россия» состоялся 29 июня 1908 года. Сшитый из перкали — хлопчатобумажной ткани повышенной прочности шар пилотировали члены клуба капитан Н.И. Утешев и известный одесский воздухоплаватель барон Алексей Александрович Ван-дер-Шкруф. Полет оказался тогда не совсем удачным. Стартовав со взлетной площадки на Софиевской, куда к моменту запуска с расположенного неподалеку завода был специально подведен светильный газ, поднявшийся на высоту 1200 метров воздушный шар потоком воздуха стало относить в открытое море. Продолжавшийся всего тридцать минут полет пришлось прервать и приземлиться в районе 14-й станции Большого Фонтана.

Второй полет был более удачным. Пилотируемый Ван-дер-Шкруфом воздушный шар «Россия» поднялся 6 июля 1908 года. Его пассажирами были президент клуба барон А.В. Каульбарс и секретарь клуба К.Л. Маковецкий.

На этот раз полет проходил при благоприятной погоде. Преодолев немногим более ста километров, шар спустя два с половиной часа благополучно совершил посадку в военном лагере в Бендерах.

Не совсем удачно, но, к счастью, не трагически завершился полет воздушного шара «Россия» 20 июля 1908 года, в память о спасении экипажа которого и был выпущен описываемый жетон. В этот день была предпринята попытка полета на воздушном шаре «Россия» из Одессы в Херсон. В небо поднялись Алексей Ван-дер-Шкруф, поручик А.Я. Пилипенко и нижний чин морского батальона Назар Ярый. Полет проходил при благоприятной солнечной погоде, однако к концу дня над Ягорлыцким заливом аэростат неожиданно попал в сильное воздушное течение, которое стало относить его в море. Кроме того, из-за утечки газа, несмотря на все предпринимаемые попытки, шар начал быстро снижаться. От верной гибели аэронавтов спас следовавший из Сухума в Херсон пароход «Восточная Звезда», на который, как снег на голову, и свалился злополучный шар.

Помимо воздушного шара «Россия» в Одессе были и другие. Имел небольшой собственный аэростат и Сергей Уточкин, который, как известно, летал на нем над
египетскими пирамидами. А однажды на воздушном шаре «Россия», открытая всем ветрам сплетенная из прутьев лозы корзина которого ныне хранится в Одесском историко-краеведческом музее, одновременно совершили полет Сергей Уточкин и Александр Иванович Куприн. Вместе с ними 13 сентября 1909 года полетели корреспондент московской газеты «Русское слово» И.А. Горелик и редактор газеты «Одесские новости» И.М. Хейфец, по инициативе и на средства которого и состоялся полет с известным писателем, описавшим его в очерке «Над землей».

Позднее, в 1910 году, аэростат «Россия» демонстрировался в салоне воздухоплавания на проходившей в Одессе художественно-промышленной выставке.

Печально закончилась судьба «Восточной Звезды». В процессе операции против Севастополя и Одессы груженный сахаром пароход был потоплен 2 апреля 1915 года флагманом германо-турецкого флота крейсером «Гебен» после предварительной эвакуации команды «Восточной Звезды» — русского судна, спасшего экипаж воздушного шара «Россия» не в таком уж далеком, как говаривали, «мирном» 1908 году.

Знаки Одесских Государственных авиационных мастерских № 7. Бронза, серебрение, эмаль. Диам. 15,7 мм.

Знаки Одесских Государственных авиационных мастерских № 7. Бронза, серебрение, эмаль. Диам. 15,7 мм.

 А.А. Анатра

А.А. Анатра

Примерно в 2011 году в Интернете появились фотографии отличавшихся цветом эмали двух незатейливых предметов ранней советской фалеристики, ни один из которых мне никогда прежде не встречался. Речь идет об идентичных круглых бронзовых знаках, покрытых один красной, а другой синей прозрачной эмалью по гильошированной поверхности. Поверх эмали на них наложены цифра «7» и изображение пропеллера. Диаметр каждого знака немногим меньше шестнадцати миллиметров.

Как сообщалось, они были изготовлены для Одесских государственных авиационных мастерских № 7 и служили, вероятно, своеобразными нагрудными пропусками для входа на территорию предприятия, созданного большевиками в мае 1924 года на базе существовавшей прежде ремонтной мастерской Одесского аэроклуба.

Богата, очень богата история этого научно-спортивного общества, созданного сразу вслед за петербургским Императорским Всероссийским аэроклубом. Богата событиями, богата своими достижениями, богата именами первых русских авиаторов, конструкторов, первых русских военных летчиков, первыми летательными аппаратами, первыми в России показательными полетами.

Как я уже писал, одним из учредителей Одесского аэроклуба был тридцативосьмилетний банкир, страстный почитатель всех нарождавшихся видов спорта и спортивный меценат Артур Антонович Анатра. Долгое время, с 1910 по 1918 год, он состоял в должности президента клуба, сменив другого заинтересовавшегося воздухоплаванием учредителя клуба генерала от кавалерии, командующего войсками Одесского военного округа барона А.В. Каульбарса.

Научно-спортивное общество «Одесский аэроклуб» согласно его уставу имело целью «развитие и совершенствование воздухоплавания, распространение охоты к полетам на аэростатах, аэропланах и управляемых воздушных шарах; научные опыты и совершенствование постройки летательных аппаратов, а также практическое подготовление опытных аэронавтов. Главнейшая же цель Общества состоит в том, чтобы во время войны всеми результатами своей деятельности оказывать содействие действующей армии, а потому в случае войны Общество и все члены его обязаны по первому требованию Правительства предоставить в распоряжение Главнокомандующего все свои летательные аппараты и весь свой воздухоплавательный парк».

Реклама завода аэропланов Артура Анатра

Реклама завода аэропланов Артура Анатра

Являясь также вице-президентом Новороссийского общества поощрения коннозаводства, располагавшим ипподромом на 4-й станции парового трамвая, Артур Антонович предоставил его территорию для занятий, испытательных и показательных полетов членов аэроклуба, а также для созданных им летом 1910 года и содержавшихся на его средства учебных классов для подготовки не только гражданских, но и военных авиаторов. В следующем году эти классы стали именовать Школой пилотов Артура Анатра. Недалеко от бегового поля и трибун были сооружены ангар и мастерские для постоянно требовавшегося ремонта аэропланов.

К началу 1911 года на приобретенных Артуром Анатра землях в районе 4-й станции бывшей тогда Большефонтанской, а затем Люстдорфской дороги были сооружены шесть огромных ангаров и ремонтные мастерские, названные в связи с постройкой в них в апреле 1911 года первого самолета заводом аэропланов Артура Анатра, вскоре переименованного в завод аэропланов и гидропланов. Туда же была переведена школа пилотов с учебно-испытательным аэродромом, именовавшимся вначале «Учебным полем», а затем «Школьным».

Медаль в память 100-летия создания Государственного предприятия «Одесавиаремсервис». Диам. 35 мм. Авиационно-технический музей. Луганск. Эксклюзивная коллекция. 2011 г.

Медаль в память 100-летия создания Государственного предприятия «Одесавиаремсервис». Диам. 35 мм. Авиационно-технический музей. Луганск. Эксклюзивная коллекция. 2011 г.

Вот откуда, как говаривали в старое время, есть пошло сохранившееся до сегодняшнего дня название «Школьный аэродром». Для удобства полутора тысяч рабочих и с целью экономической выгоды Анатра подвел к нему железнодорожную ветку, соединив ей завод и аэродром с городом.

Сегодня, хоть и прошло более ста лет, как любил говорить один мой добрый знакомый, «после несчастья», я продолжаю питать давнюю надежду, что выпускались и со временем всплывут жетоны, связанные с предшественником авиационных мастерских № 7 — известным на всю предвоенную и военную Российскую империю заводом аэропланов и гидропланов Артура Анатра.

К счастью, столь нужное стране предприятие продолжает свою историю, и после неоднократных переименований именуется теперь Одесским авиационным заводом.

Виктор КОРЧЕНОВ.

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300