14.07.2014 | Наука

Путешествие в античность: в Одесской области археологи продолжат исследовать поселение поздних скифов

Нынешним летом будут продолжены археологические исследования поселения Молога II (античная эпоха, позднескифская культура) на территории села Молога Белгород-Днестровского района Одесской области.

Площадь некрополя и вид на святилище

Жертвенная яма с захоронением пяти собак

Группа жертвенных ям на берегу лимана

Вид на некрополь и святлище Мологи со стороны лимана

Об этом сообщили в региональном управлении охраны объектов культурного наследия. Соответствующую документацию — «открытый лист» на право проведения раскопок — Институт археологии Национальной академии наук Украины выдал научному сотруднику Одесского археологического музея Александру Малюкевичу.

В течение нынешнего полевого сезона специалист планирует полностью раскрыть жертвенный алтарь и раскопать еще несколько культовых ям на территории древнего святилища, которые вследствие эрозии почвы обнажились на обрывах оврагов и лимана. Также запланированы шурфования площади обнаруженного античного некрополя IV – III веков до н. э. Молога III и археологические разведки на территории Белгород-Днестровского и Саратского районов (речь идет о памятниках эпохи поздней бронзы, античности и средневековья).

Молога II исследуется археологами с 1975 года. А. Малюкевич посвятил этому позднескифскому поселению 39 лет. Деньги на охранно-спасательные археологические работы и научное исследование памятника государственными структурами, в том числе и областным управлением охраны объектов культурного наследия, ни разу не выделялись. Исследование Мологи финансирует сам ученый — из собственного кармана. По словам Александра Евгеньевича, на раскопках бесплатно работают его друзья и волонтеры, а сам археолог из своей зарплаты может обеспечить только питание и написание отчета по экспедиции…

Между тем памятник, о котором идет речь, — один из интереснейших и достоин тщательного изучения, уверен исследователь. Поселение Молога II было расположено на цивилизационном стыке между варварским оседлым и кочевым миром причерноморских степей (поздние скифы, сарматы, гетто-даки) и эллинистическим миром (Тира и соседние античные поселения). Симбиоз этих главных компонентов стал основой для формирования уникальной материальной и духовной культуры поселения.

Основали его в середине I века н. э. поздние скифы, под давлением сарматских племен переселившиеся из Нижнего Поднепровья на берега Днестровского лимана. Не исключается, что часть скифов эмигрировала сюда из Крыма, где в этот период продолжало существовать скифское царство со столицей в Неаполе Скифском (возле современного Симферополя).

Жители городища занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей и торговлей. На территории поселения археологи нашли остатки коптилен для заготовки мяса и рыбы, ямы для хранения зерна, осколки амфор, в которых хранились масло и вино. Большое количество краснолаковой керамики свидетельствует о тесных экономических связях с Тирой (античный полис возле современного Белгорода-Днестровского) и значительном уровне эллинизации. Также здесь часто находят материальные подтверждения существенного фракийского культурного влияния.

Поселение было мирным: о таком его характере свидетельствует почти полное отсутствие оружия среди находок, сделанных археологами. Как отметил А. Малюкевич, вероятно, спокойствие здешнего населения обеспечивалось римскими легионерами, которые базировались в соседней Тире.

Жители поселения вели хозяйство на достаточно высоком уровне. Если сначала они жили в землянках и полуземлянках, которые в дальнейшем использовались как жертвенные ямы, то через некоторое время были возведены каменные и каменно-глинобитные дома. Было хорошо развито камнетесное ремесло: широко использовались угловые камни, каменные пороги, каменные блоки с нишами для балок. Глинобитные строения сооружались на деревянном каркасе с использованием камыша и обмазывались глиной, иногда штукатурились, белились известью. Молога II является самым большим из известных позднескифских поселений с каменным домостроительством.

Большую научную ценность представляют собой особенности духовной жизни поздних скифов. На территории поселения было найдено огромное святилище с алтарями-жертвенниками, тризновыми площадками, системой траншей для обряда воскурений и большим количеством жертвенных ям, в которых производились поминально-погребальные тризны, а также обряды связанные с сельскохозяйственными культами. Исследовано уже около 200 таких ям.

Чего-то подобного на других позднескифских объектах ученые не фиксировали. Погребальными сооружениями служили земляные склепы – семейные усыпальницы и грунтовые могилы. Подобные конструкции могил преобладают на некрополях Крыма и Нижнего Днепра — в Золотой Балке, Николаевке и Красном Маяке. Сходство погребальных сооружений Мологи и нижнеднепровских некрополей свидетельствует о родстве населения, которое оставило их.

Но некоторые особенности погребальных ритуалов в Мологе нетипичны для большинства других позднескифских поселений. Так, в частности, на территории объекта встречается большое количество захоронений собак, которые были преднамеренно умерщвлены и в качестве жертвы помещены в культовые ямы. Этот ритуал прослеживается и во фракийском мире. Детские погребения в жертвенных ямах обязательно сопровождались захоронением рядом двух собак. Фиксируется также практика расчленения трупов или разрушения костяков после погребения, что можно объяснить верованиями в реинкарнацию души.

Поселение прекратило свое существование во второй половине III веке н. э. Жители покинули свои дома внезапно или за непродолжительный период. Следы разрушения в результате боевых действий отсутствуют. Это связывают с событиями «скифских» войн, которые основательно потрясли Римскую империю и весь варварский мир. Вполне вероятно, что население Мологи было вовлечено в общий поток «варваров», устремившихся на запад, и были, скорее, подневольными, чем активными участниками этого движения.

Не исключено и то, что обитатели Мологи наряду с сарматами вошли в состав черняховского населения на территории Буджака и несколько позже попали в водоворот гуннского движения на запад, которое привело к великому переселению народов.

Вероятно, потомки поздних скифов с поселения на берегу Днестровского лимана приняли участие в формировании одного из европейских раннесредневековых этносов, что может быть очередным подтверждением интегрированности истории украинских земель в общеевропейскую и общемировую историю.

Владислав БУРЛАКА.
Фотографии предоставлены А. Малюкевичем.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки