27.10.2013 | Конфликт

Археологи определили ущерб, нанесенный Измаильской крепости

Региональное управление охраны объектов культурного наследия передало в прокуратуру Одесской области выводы специализированной археологической экспертизы, проведенной на поврежденном участке Измаильской крепости.

Несанкционированные земельные работы на участке бывшего монастырского сада, фото из отчета специализированной археологической экспертизы

Несанкционированные земельные работы на участке бывшего монастырского сада, фото из отчета специализированной археологической экспертизы

Траншеи под несанкционированные коммуникации, фото из отчета специализированной археологической экспертизы

Траншеи под несанкционированные коммуникации, фото из отчета специализированной археологической экспертизы

Остатки каменно-корпичной клвдки, фото из отчета специализированной археологической экспертизы

Остатки каменно-корпичной клвдки, фото из отчета специализированной археологической экспертизы

Об этом корреспонденту информационного агентства «Вiкна-Одеса» сообщила начальник управления Наталья Штербуль. Она пояснила, что материалы были подготовлены отделом археологии Северо-Западного Причерноморья Института археологии Национальной академии наук Украины — в ответ на запрос управления. Этому, напомним, предшествовало обращение управления в прокуратуру: надзорное ведомство просили проверить законность проведения несанкционированных земельных и других работ на территории крепости — памятника археологии и истории местного значения. А также — привлечь к ответственности виновных в нарушении законодательства.

Как ранее сообщалось, получившая резонанс история началась с благих намерений Измаильской мэрии. Местные власти приняли план-схему благоустройства микрорайона «Крепость» и решили создать дендропарк, определив для этого земельный участок площадью около 1,8 га в границах улицы Матросской, рядом с мужским монастырем (бывший монастырский сад). С конца августа с применением специальной техники отсюда вывозили мусор и бытовые отходы, а также насыпали землю, готовя территорию под высадку деревьев.

Этот процесс вызвал протесты общественности, озабоченной судьбой крепости, а управление обратилось к городскому голове Измаила с предупреждением о том, что в ходе работ может быть нарушен культурный слой памятника, и их следует прекратить. Однако, должной реакции не последовало.

Работы по созданию дендропарка велись на основании решения Измаильского городского совета и под неусыпным контролем представителей городского отдела культуры. К большому сожалению, местные власти не усмотрели в этом никаких признаков нарушения законодательства, — отметила Н. Штербуль. — Сказался, прежде всего, правовой нигилизм. Да, было задумано благое дело (к слову, поддержанное церковью, — все это шло от настоятеля мужского монастыря). Заваленный мусором участок дунайского берега решили привести в порядок, на месте свалки создать дендропарк, для реализации проекта были даже найдены инвесторы. Но все это никак не отменяет необходимости соблюдать закон. Тем более, что в случае с Измаильской крепостью все требования, нормы, правила поведения на территории памятника прописаны четко и детально в нормативных документах — границах и режимах исторических ареалов города Измаил.

Как ранее пояснила специалист, специально уполномоченным органом охраны культурного наследия в Измаиле является городской совет. Именно местные власти обязаны пресекать любую деятельность, которая создает угрозу памятнику.

Среди обязательных норм — непременное согласование любых работ (земляных, строительных, ландшафтных, архитектурных, мелиоративных и пр.) на территории памятника с региональным управлением охраны культурного наследия, получение соответствующего разрешения — причем исключительно после проведения археологических изысканий. Какому бы то ни было вмешательству должны предшествовать тщательные археологические исследования, а проведение работ — осуществляться под надзором специалиста-археолога. Эти требования закона также были проигнорированы.

В итоге, как установили сотрудники управления и археологи, на части прибрежного участка Измаильской крепости (от городского пляжа до Успенской церкви) было произведено несанкционированное террасирование берегового обрыва. Речь идет об участке длиной 100 – 110 м и шириной 15 м, на котором сформированы две террасы, высота нижнего уступа — свыше 3 м, верхнего — 1,8 – 2,1 м.

«Именно в срезе этого уступа, преимущественно в его центральной части были обнаружены остатки культурного слоя, в частности — остатки капитальных сооружений, — говорится в выводах археологической экспертизы, подписанных начальником Нижнеднестровской экспедиции, доктором исторических наук Игорем Сапожниковым. — Всего нами обнаружены три участка (фрагмента) каменно-кирпичных кладок, выполненных на известковом растворе. В этих кладках использован, большей частью, тонкий османский кирпич-плинфа, который вместе с характерным известковым раствором позволяет предположить, что обнаруженные объекты относятся к позднеосманским временам и являются остатками каких-то капитальных (не исключено — оборонных) сооружений турецкого Измаила XVIII – начала XIX века. Кроме того, в двух местах по борту того же обрыва явственно прослеживаются фрагменты поврежденного культурного слоя».

Археологи также отметили, что изъятый во время работ грунт используется для подсыпки и планирования территории бывшего монастырского сада, расположенного между берегом Дуная и ул. Матросской. И подчеркивают, что, кроме этого, увидели целую систему «свежих» траншей глубиной до 0,6 – 0,8 м.

«Таким образом, археологическая экспертиза обнаружила уничтожение и существенное повреждение культурного слоя и сооружений Измаильской крепости на значительной территории, а также продолжение несанкционированных земельных работ по прокладке коммуникаций, которые тоже местами задевают отдельные пятна культурного слоя», — говорится в заключении экспертов. Археологи также подчеркивают, что участок расположен в одной из древнейших частей османского Измаила. По мнению специалистов, на ее обширной площади могли находиться и другие археологические объекты, не исключается, что они «уничтожены полностью и таким образом утрачены нами навсегда».

Что ж по конкретному участку, на котором велись несанкционированные работы, в своем обращении в прокуратуру региональное управление охраны объектов культурного наследия просит учесть материалы археологической экспертизы. «Если делу будет дан законный вид и толк, эти данные станут основой для того, чтобы рассчитать величину ущерба (если будет такая задача поставлена правоохранительными органами), — пояснила Н. Штербуль. Она добавила: главным результатом к настоящему времени является то, что работы на участке прекращены, тяжелая техника с него выведена. Что касается дальнейшей его судьбы, ее определение должно начаться, прежде всего, с правовой оценки, уверена специалист.

Потом должны быть определены мероприятия, чтобы эту территорию облагородить с учетом требований законодательства. Никто не против, чтобы на не очень-то ухоженной, громадной территории Измаильской крепости (участок, о котором идет речь, составляет 2 – 3 процента от ее площади) появился парк, — подчеркнула Н. Штербуль. — Очевидно, что бесхозяйственность, свалка на дунайском берегу или самопроизвольные обрушения отнюдь не на пользу памятнику. Но ключевой вопрос в том, чтобы, действуя вроде бы во благо, не навредить. Если работы по благоустройству необходимы, то проводиться они должны по закону, с соблюдением необходимых норм, здесь это в первую очередь работа археологов, а уж потом (в соответствии с их выводами) — техники…

Все на самом деле просто и очевидно. Поэтому меня удивляет, зачем нужно двигаться зигзагами, придумывать какие-то сложности, нагнетать ажиотаж пытаясь преодолевать путь между двумя точками через нарушения, проблемы. Наше управление понимает, как пройти от точки к точке самым коротким путем, — «по прямой», которая определена Законом.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300