02.10.2013 | Конфликт

Одесская область: разобраться с Измаильской крепостью просят прокуратуру

Управление охраны объектов культурного наследия Одесской облгосадминистрации обратилось в региональную прокуратуру — в связи с ситуацией, сложившейся в Измаильской крепости.

Об этом в интервью корреспонденту информационного агентства «Вiкна-Одеса» сообщила начальник управления Наталья Штербуль. Она пояснила, что надзорное ведомство просят проверить законность проведения земельных и других работ на территории крепости — памятника археологии и истории местного значения. А также — привлечь к ответственности виновных в нарушении законодательства.

Получившая резонанс история началась с благих намерений Измаильской мэрии, рассказала Н. Штербуль. Местные власти приняли план-схему благоустройства микрорайона «Крепость» и решили создать дендропарк, определив для этого земельный участок площадью около 1,8 га в границах улицы Матросской, рядом с мужским монастырем (бывший монастырский сад). С конца августа с применением специальной техники отсюда вывозили мусор и бытовые отходы, а также насыпали землю, готовя территорию под высадку деревьев.

Этот процесс вызвал протесты общественности, озабоченной судьбой крепости, а управление обратилось к городскому голове Измаила с предупреждением о том, что в ходе работ может быть нарушен культурный слой памятника, и их следует прекратить. Однако, должной реакции не последовало — вопреки требованиям работы продолжились.

Между тем, как пояснила Н. Штербуль, в соответствии с законодательством, специально уполномоченным органом охраны культурного наследия в Измаиле является городской совет. Именно местные власти обязаны пресекать любую деятельность, которая создает угрозу памятнику, нарушает закон, государственные стандарты, нормы и правила.

Среди этих норм — обязательное согласование любых работ (земляных, строительных, ландшафтных, архитектурных, мелиоративных и пр.) на территории памятника с региональным управлением охраны культурного наследия, получение соответствующего разрешения — причем исключительно после проведения археологических изысканий. Какому бы то ни было вмешательству должны предшествовать тщательные археологические исследования, а проведение работ — осуществляться под надзором специалиста-археолога. Эти требования закона также были проигнорированы.

«Случившееся, к большому сожалению, не так уже неожиданно, поскольку напрямую связано с самой главной проблемой, с которой мы сталкиваемся повсеместно. Это правовой нигилизм наших граждан — просто жителей и людей, которые занимают конкретные должности. В данном случае были проигнорированы нормы законодательства об охране культурного наследия, — констатировала Н. Штербуль. — Если бы к нам обратились вовремя, мы бы порекомендовали, как эту работу сделать и качественно, и безопасно для объекта, чтобы не попадать в такую ситуацию, как сейчас».

Какова в настоящее время реальная картина, и действительно ли нанесен ущерб крепости (в СМИ, в частности, сообщалось об уничтожении исторических земляных валов), сейчас выясняют сотрудники регионального управления — непосредственно на месте. В то же время, по словам специалиста, «есть старатели, которым интересно на проблемах, связанных с сохранением культурного наследия, поднимать свою значимость, раздувая скандал». «Есть некое подготовленное состояние к негодованию. Я уже говорила: у нас есть очень много соглядатаев и недовольных, судей. И очень мало помощников. Каждый, наверное, должен начинать с себя», — отметила Н. Штербуль. «Я же не хочу ни оправдывать, ни, наоборот, рьяно нападать, пока нет полной объективной картины. Говорю о самом факте: работы велись в нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия», — подчеркнула специалист.

Н. Штербуль напомнила, что в Одесской области — около 4,5 тыс. памятников истории, археологии, архитектуры, как местного значения, так и имеющих национальный статус. И проблемы могут возникнуть практически по каждому из них. «Везде, где рядом с памятником человек ведет хозяйственную деятельность, может возникнуть критическая ситуация. Это опять же одна из серьезных проблем — менталитет. Легко люди реагируют и поднимаются на такие шумные ситуации, особенно, когда их к этому готовят и подают информацию в скандально-сенсационном ракурсе, — отметила начальник управления. — Я не хочу, чтобы это выглядело как оправдание, но не чиновники приходят и разрушают. Зачастую это сами люди, которые, ратуя за сохранение объекта во дворе у соседа, сами устанавливают у себя кондиционер на фасаде памятника или ведут ремонт в своей же квартире — без документов, без охранного договора»…

«Не секрет, что бюджеты всех уровней сегодня испытывают дефицит. Не может государство сегодня затыкать все дыры и подменять тех, кто является фактическими собственниками зданий-памятников. Не может этого быть, поэтому роль государства — регламентация, создание условий. И что касается Измаила, здесь как раз был дан весь инструмент, чтобы и сохранять, и не нарушать, и знать, что делать, причем правила игры не менялись, они были четко сформулированы.

Ведь из 12 городов с ценным историко-культурным наследием на территории Одесской области только по двум — это Одесса и Измаил — разработаны границы и режимы исторических ареалов, — пояснила Н. Штербуль. — Здесь мне не стыдно, свою функцию как госорган охраны памятников мы выполнили в полном объеме. А сейчас будем вынуждены быть другой стороной — привлекать правоохранительные органы. Потому что полномочий останавливать танки, трактора, бульдозеры у нас нет, как нет и желания планировать скандалы либо в них участвовать. Мы пытаемся реагировать правильно — в рамках своих полномочий».

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки