03.10.2013 | Культура

Премьера в Оперном: Пушкин, Чайковский и «три века Петербурга» на одесской сцене

19, 20 и 25 октября в Одесском национальном академическом театре оперы и балета состоится премьера оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама», передает корреспондент агентства «Вiкна-Одеса».

Режиссер-постановщик спектакля — народный артист России Александр Титель, художественный руководитель и главный режиссер оперной труппы Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.В. Немировича-Данченко. Дирижер-постановщик — главный дирижер Одесской оперы Александру Самоилэ.

Об этом сообщила сегодня на пресс-конференции директор театра Надежда Бабич. Она отметила, что спектаклем театр отмечает сразу две даты: 190 лет назад в Одессу прибыл поэт Александр Пушкин, а 120 лет назад — Петр Чайковский (приезд композитора был приурочен к премьере «Пиковой дамы»). «Идею постановки этой оперы мы лелеяли два года. Вопрос, кто будет ставить, не стоял. Он был решен с первой минуты. Александр Борисович должен был найти в своем плотном графике «окно», чтобы приехать в Одессу», — рассказала руководитель театра.

А. Самоилэ добавил, что постановка «Пиковой дамы» — реализация политики Оперного по «приглашению на масштабные постановки выдающихся режиссеров, а также по возвращению выдающихся произведений русской оперной классики». Он отметил, что молодые актеры, обладающие великолепными голосами, к сожалению, не владеют актерским мастерством. А «Пиковую даму» мало хорошо спеть. «Задача осложняется тем, что в этом материале соединились два гения — Пушкин и Чайковский. Здесь важна сценическая правда, мотивация поступков», — считает маэстро. Поэтому каждая репетиция превращается мастер-класс по актерскому мастерству. И это может положительно сказаться на всех спектаклях, идущих в театре.

На пресс-конференции также рассказали, что «Пиковая дама» — один из самых дорогих проектов театра. Каждая линия в костюмах здесь — «от кутюр». Художник по костюмам — Елена Степанова.

Сам А. Титель подчеркнул, что данная постановка для него — знаковая. Его отец — скрипач, окончил школу Петра Соломоновича Столярского и до войны работал ассистентом выдающегося педагога. Поэтому работать в Одесском оперном театре для режиссера особенно почетно. Кроме того, «Пиковую даму» в 1976 году поставил в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко учитель А. Тителя Лев Михайлов. За постановкой последовала разгромная статья в газете «Правда» дирижера Альгиса Журайтиса «Нужно ли улучшать Чайковского». Была собрана специальная конференция, на которой ряд крупных специалистов-искусствоведов поддерживали по тем временам спорное и авангардное решение Л. Михайлова.

Свое же видение этого спектакля режиссер не считает ни классическим, ни авангардным. «В моем представлении именно «Пиковая дама возникла в золотом сечении этого театра... Одесская публика не очень привыкла к оперному авангарду, и не стоит, как писал Иван Солертинский, «подавать «Пиковую даму» дыбом». Я хотел сделать спектакль, который рассказывал бы и о нас сегодняшних, и о временах Пушкина и Чайковского. Мне хотелось соединить три века Петербурга — Золотой, Серебряный и воспоминания о недавних днях. Это не значит, что актеры на сцене буду ходить в джинсах или разговаривать по мобильным телефонам. Но вы увидите какие-то детали в костюмах, фрагменты в постановке, которые приближают этот спектакль к нашим дням. В нем будут и XVIII, и XIX век. Тем более, что от «Пиковой дамы» Пушкина до «Пиковой дамы» Чайковского прошло 60 лет, а это уже другая эпоха. Музыка Чайковского современна другой эпохе, эпохе Петербурга Достоевского», — объяснил он свой замысел.

По словам А. Тителя, на исполнение партии Германа претендуют сразу четыре солиста Одесской оперы, тогда как обычно готовят два-три состава. Кто будет петь премьеру — пока неизвестно. «Старт у всех общий, а кто придет к финишу — покажет премьера», — рассказал режиссер.

Фоторепортаж Олега Владимирского смотрите здесь.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки