30.05.2013 | Наука

Ученые выяснили, почему у Земли и Венеры такие разные судьбы

Важнейшим фактором зарождения жизни для любой планеты является место ее расположения. В астрономии есть понятие обитаемой зоны, однако планеты, находящиеся в ней, далеко не всегда пригодны для жизни.

Даже минимальная (по астрономическим понятиям) разница двух планет в их удалённости от родительской звезды, как в случае с Венерой и Землёй, может в корне изменить судьбу мира.

Удалённость нашей планеты от Солнца — 149 миллионов 600 тысяч километров, Венеры − в среднем 108 миллионов километров, то есть она ближе к нашей звезде всего на треть расстояния. Такой разницы вполне хватило, чтобы Земля остыла быстрее, чем её соседка, сохраняя при этом воду во всех агрегатных состояниях на своей поверхности.

Команда учёных из Японии во главе с Кейко Хамано (Keiko Hamano) провела компьютерное моделирование, чтобы понять процесс становления Венеры и Земли такими, какими мы их видим сегодня. В ходе эксперимента выяснилось, что атмосфера молодых планет зачастую взаимодействует с их подповерхностными веществами.

Согласно компьютерной модели, Венера и все похожие на неё миры в других звёздных системах, находящиеся на том же расстоянии от родительской звезды, остаются в жидком состоянии на протяжении долгого периода времени. Из-за этого летучие вещества, такие как вода, быстро испаряются с их поверхности, и жизнь на таких планетах оказывается невозможной даже теоретически.

Земле же повезло больше: всего 40 миллионов километров разницы в удалённости от Солнца по сравнению с соседней планетой обеспечили ей процветание. При этом Венеру и Землю вполне можно назвать близнецами: масса соседней планеты составляет 80% от массы нашей, а её диаметр — 95% от диаметра Земли. Только вот атмосфера "сестры" нашей планеты совсем не похожа на земную: небо Венеры затянуто облаками из серной кислоты, роль воздуха играет углекислый газ, средняя температура на её поверхности составляет 464 градуса по Цельсию, а атмосферное давление в 92 раза выше, чем на Земле.

Расстояние до родительской звезды является главным фактором формирования жизни, однако далеко не единственным. Важна не только температура на поверхности планеты и условия для сохранения воды в жидком виде, но и наличие тектонической активности, а также магнитного поля, обеспечивающего защиту от вредного космического излучения.

"Я думаю, что мы продолжим исследование. Нам интересно выяснить, как другие параметры, такие как масса планеты, тип родительской звезды, газовый состав атмосферы влияют на ранние этапы эволюции", — рассказывает Хамано.

Эта работа представляет особый интерес для учёных, занимающихся поиском жизни на экзопланетах в обитаемых зонах других звёздных систем.

Планетолог Линда Элкинс-Тантон (Linda Elkins-Tanton) из института Карнеги в Вашингтоне, которая не принимала участия в исследовании, считает, что альтернативных версий по вопросу о разных судьбах Земли и Венеры быть не может.

"То, что Земля способна поддерживать жизнь, а Венера совершенно не гостеприимна, скорее всего, является результатом удалённости от Солнца, чем каких-либо эволюционных бифуркаций. В таком случае, я думаю, используя эту модель, найти потенциально обитаемые экзопланеты будет намного проще", — говорит исследовательница.

Результаты работы японских планетологов были опубликованы в журнале Nature.