Айвазовский
Айвазовский

22.07.2010 | Культура

Одесситам представляют «суровый стиль» Александра Фрейдина

В Музее современного искусства Одессы сегодня состоялась презентация картины Александра Фрейдина «Вы с нами, хоть нет вас в колоннах…», передает корреспондент агентства «Вікна-Одеса».

Как сообщил директор музея Семен Кантор, эта работа одного из самых значительных одесских художников, пополнила музейное собрание и в течение месяца будет представлена публике в отдельном зале.

«Вы с нами, хоть нет вас в колоннах…» — образец так называемого «сурового стиля» в искусстве конца 1950-х – 1960-х годов. Это новое направление, новый способ живописного мышления и решения творческих задач возникли в противовес официальному, снабженному идеологическими шорами соцреализму. В тогдашней Одессе, рассказывает известный журналист и коллекционер Евгений Голубовский, это направление было представлено, прежде всего, именами Александра Ацманчука и Юрия Егорова. Пробовал себя в нем и А. Фрейдин, неординарная личность и мощный, темпераментный художник.

Над картиной, представленной сегодня в Музее современного искусства Одессы, он работал в течение пяти лет — с 1969-го по 1974 год. Первоначальный замысел — реквием по жертвам сталинских репрессий, среди которых был и отец художника (как «врага народа» его расстреляли в 1937-м). Но к тому моменту, когда картина была закончена, хрущевская оттепель осталась уже позади, и официальный показ картины именно в этом, задуманном и выстраданном автором ключе был уже невозможен.

— Тогда Александр Ацманчук, которому картина чрезвычайно понравилась, предложил назвать ее «Похороны в Мадриде». Романтика гражданской войны в Испании, противостояние фашизму (какая разница, какой цвет у фашизма) — с таким эзоповым языком художник согласился или смирился, — рассказывает Е. Голубовский. — Картина, переведенная с картона на холст, в большом формате была показана на областной выставке в Одессе и… не допущена на республиканскую выставку в Киеве, так как худсовет узрел в ней «формализм»…

После кончины мастера его вдова продала эту работу в частную коллекцию в США. В Одессе же остался первоначальный вариант («первый картон»), который и пополнил собрание одесского музея.

Подробнее об Александре Фрейдине читайте в материале Евгения Голубовского «Тоска по свободе». Ознакомиться с работами мастера можно в художественной Интернет-галерее на нашем сайте.

Информагентство "Вiкна-Одеса"

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат