04.12.2009 | Культура

Вопрос об авторстве одесской «картины Тициана» пока остается открытым

Точка в определении автора полотна из музея Западного и Восточного искусства еще не поставлена. Принадлежность картины кисти Тиациана — одного из величайших художников Возрождения — под вопросом.

Об этом сообщила сегодня на пресс-конференции заместитель директора музея по научной работе Людмила Сауленко, передает корреспондент ТИА «Вікна-Одеса». По словам искусствоведа, об этом говорится в письме, полученном ею от специалистов из Санкт-Петербурга. Л. Сауленко уточнила, что все необходимые научные исследования (рентген, химический анализ красок и полотна) проводились в Киеве, а затем их данные были направлены в Эрмитаж. Вывозить картину для экспертизы за пределы государства запрещает украинское законодательство, объяснила искусствовед.

Между тем Юрий Маслов, глава попечительского совета одесского музея, председатель правления банка «Киев», оплатившего все необходимые расходы на доставку полотна в украинскую столицу, уверен: «Уже сейчас с высокой степенью вероятности можно сказать, что это — Тициан». Весьма оптимистичен и директор музея Владимир Островский. «Сенсация витает в воздухе. Проведен анализ состояния холста и состава красок, показавший, что это полотно действительно было создано в XVI веке. Мы ждем результатов заключительной экспертизы», — заявил специалист.

Однако, по мнению Л. Сауленко, точку в этом вопросе можно будет поставить только тогда, когда удастся досконально проследить «путешествие» картины — от получения художником заказа от дожа, изображенного на полотне, до передачи этой работы музею Западного и Восточного искусства.

Пока же из «биографии» произведения известно следующее: картина «Портрет дожа Джироламо Приули» (холст, масло, 67 х 50 см) была передана в одесский музей в 1949 году — из Государственного Эрмитажа, в котором хранилась с 1931-го, попав туда из Ленинградского антиквариата.

На обратной стороне полотна сохранились наклейки, свидетельствующие о его пребывании в коллекциях кардинала Сильвио Валенти (Рим) и князя Льва Кочубея, а также — надпись «Tiziano». Кроме того, специалисты отмечают: на картине итальянского художника XVIII века Дж. Паннини, изображающей интерьер римского дворца Гонзаго, где находилась коллекция картин, отчетливо виден портрет дожа, «перекликающийся» с одесским. В изданном в XVIII веке каталоге коллекции Гонзаго под номером, совпадающим с номером на наклейке, значится «Портрет венецианского дожа в манере Тициана».

В 1966 году полотно было реставрировано в Центральных реставрационных мастерских им. Грабаря в Москве. Тогда же была обнаружена надпись «T. I.» над плечом дожа и установлено, что картина в свое время была обрезана по краям и приблизительно в XVIII веке сдублирована на новый холст.

Исследовательский интерес к этой работе возникал несколько раз. Версию о том, что ее автором был Тициан, ранее выдвинул заместитель директора Одесского музея Западного и Восточного искусства В.Д. Власов. Он занимался изучением картины в 1960-70-е годы. Рентгенологические и химико-технологические исследования были проведены в лаборатории Эрмитажа. Однако тогда мнения специалистов разделились, и вопрос об авторстве загадочного полотна так и остался открытым.

Справка. Одесский музей Западного и Восточного искусства создан в 1920 году из частных коллекций, собранных местным Комитетом охраны памятников искусства и старины, а также поступлений из городского музея изящных искусств. Здание, занимаемое музеем, — памятник архитектуры, дворец, построенный в 1856-1858 годах по проекту архитектора Л. Оттона.

В 23-х залах первого и второго этажей размещена экспозиция 3-х отделов: античного, западноевропейского и восточного. Музей хранит и экспонирует одну из самых богатых коллекций зарубежного искусства на Украине. Среди экспонатов произведения Хальса, Строцци, Маньяско, фарфор лучших европейских заводов XVIII-XX вв. В отделе Востока выставлена коллекция картин, скульптур, керамики Ирана, Тибета, Китая, Индии, Японии.

Читайте также:

Картина в одесском музее «почти атрибутирована» как полотно Тициана

Картину из одесского музея проверяют на принадлежность кисти Тициана

Информагентство "Вiкна-Одеса"

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат