02.06.2009 | Культура

Завтра в Одесской Опере начнется «Парад дирижеров»

С 3 по 30 июня Национальный академический Одесский театр оперы и балета проводит специальную акцию «Парад дирижеров», в рамках которой будет выбирать для себя главного дирижера.

О ее деталях корреспонденту ТИА «Вікна-Одеса» рассказал исполняющий обязанности директора Оперного Сергей Проскурня:

Мне хочется, чтобы зритель нас полюбил. Афиша июня уже покажет, насколько могут отличаться подходы к текущему репертуару. Кроме того, сейчас надо думать о создании крепкой творческой команды. Отсутствие в театре главного дирижера — проблема, которая сказывается на всем. Мы создаем жюри, максимально отражающее уровень экспертов. Городское управление культуры и областное управление культуры не должны стоять в стороне от театра. Они также должны принимать участие в открытом общественном процессе. Это, в сущности, элемент гражданского общества, которое у нас еще формируется и для которого характерна взаимная ответственность. Функция главного дирижера — одна из важнейших в театре. И потому очевидно, что в этой комиссии должны быть и директор театра, и ректор консерватории, и завкафедрой сольного пения, которые являются авторитетными специалистами и экспертами в музыкальном искусстве, и начальники городского и областного управлений культуры.

Но там еще будет несколько знаковых дирижеров, которые также несут цеховую ответственность. И вот эта комиссия по 25-балльной системе будет определять победителя: каждый член жюри выставит оценку дирижеру, и в результате у нас будет общая оценка жюри. Каждый дирижер пишет экспертный вывод, который дает нам основания для оценки его способности определять уровень квалификации оркестра, солистов, хора. Это очень важная черта для дирижера, тем более — главного дирижера. Жюри определяет, опять же по 25-балльной системе, содержательность этих аналитических письменных работ. А третья и четвертая оценки — это оценки, выставленные оркестром и хором каждому дирижеру, тоже по 25-бальной системе путем закрытого или открытого голосования. Таким образом, в результате у нас будет четыре цифры, и тот кто получит наибольшее количество баллов, автоматически приглашается на должность главного дирижера театра.

В этом конкурсе согласились принять участие дирижеры из разных стран. В проекте «Параде дирижеров» также примут участие дирижеры, которые не намерены участвовать в конкурсе, потому что у них уже есть оркестры, но приедут и продирижируют спектаклями просто ради того, чтобы быть в процессе. Одно дело — конкурс на должность, другое — когда этот конкурс проводится в рамках проекта «Парад дирижеров». И эта яркая, сильная афиша июня должна привлечь слушателей.

Будем иметь радость общения с выдающимися дирижерами Украины Владимиром Сиренко и Николаем Дядюрой. Будут дирижировать те, у кого практический опыт, кому достаточно двух спевок и одной корректуры для того, чтобы продирижировать вечерним спектаклем. Из 19-ти запланированных на июнь спектаклей 15-ю будут дирижировать приглашенные маэстро из России, Польши, Нидерландов, Германии. Это уже реальность, которая сегодня приходит в наш театр. «Севильский цирюльник» (им будет дирижировать знаменитый немецкий скрипач и дирижер Виктор Бокман) — немного иной спектакль, нежели те, которые можно услышать в трактовке, например, традиционных одесских дирижеров.

В перспективе у нас может сложиться очень интересная ситуация, когда будет главный дирижер, главный приглашенный дирижер, первый дирижер, еще два штатных дирижера... Плюс дирижеры-постановщики на отдельные спектакли и на отдельные проекты. Потому что даже концерт, гала-концерт или чей-то бенефис — это постановка, это не просто размахивание палочкой, вступление и окончание, а серьезный кропотливый труд по формированию художественного образа. И здесь, конечно, должен быть квалифицированный дирижер, который будет отвечать за эту часть, а художественный руководитель отвечает за идеологию театра, за его лицо... Решать судьбу солистов и артистов будут дирижеры и режиссеры, которых у нас тоже нет и которые у нас появятся. Есть театры, которые даже за два года вперед объявляют исполнительский состав каждого спектакля сезона. Сегодня вы можете зайти на сайт Метрополитен-опера и узнать, кто будет петь в октябре 2010 года. Так будет и у нас.

В ходе акции спектакли текущего репертуара будут исполняться под руководством приглашенных дирижеров, среди которых есть самые настоящие знаменитости. Владимир Сиренко дирижирует 3 июня оперой Чайковского «Иоланта», Игорь Знатоков — балетом Адана «Жизель» 4 июня. Оперой Леонкавалло «Паяцы» Оксана Лынив продирижирует 5 июня, оперой Верди «Трубадур» 7 июня — Йозеф Сьюлен (Нидерланды). Старейший дирижер Одесской оперы представляет своего ученика-дебютанта Валерия Регрута 11 июня в опере Верди «Травиата». Российский дирижер Владимир Рылов дирижирует 12 июня балетом Минкуса «Баядерка». Игорь Шаврук 13 июня в последний раз продирижирует оперой Бизе «Кармен» в постановке 1965 года — больше на сцене нашего театра в таком виде эта жемчужина мировой оперной классики идти не будет.

Также афиша июня обещает 14 июня встречу с оперой «Трубадур» (дирижер Виктор Плоскина, Украина-Беларусь), 16 июня — с балетом «Жизель» (дирижер Алексей Баклан, в спектакле участвуют артисты балета Национальной оперы Украины), 17 июня — с оперой Россини «Севильский цирюльник» (дирижер Виктор Бокман, Германия). Подхватят дирижерскую эстафету 23 июня поляк Мачей Фигас (опера Пуччини «Мадам Баттерфляй»), 25 июня — россиянин Владимир Стачинский (опера Пуччини «Тоска»). Игорь Чернецкий 27 июня продирижирует «Травиатой», Николай Дядюра 28 июня представит свое дирижерское прочтение оперы Доницетти «Лючия ли Ляммермур». И завершится «Парад дирижеров» 30 июня оперой Верди «Риголетто» под управлением немецкого дирижера Бернхарда Штайнера. Начало представлений — в 19 часов.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки