05.05.2016 | Экономика
На ремонт Хаджибейской дамбы близ Одессы требуется свыше 40 миллионов
Одесский горсовет объявил тендер на определение подрядчика по выполнению первоочередных противоаварийных работ на дамбе Хаджибейского лимана.
Об этом сообщил сегодня на брифинге вице-мэр Вячеслав Шандрык, передает корреспондент агентства «Вікна-Одеса».
По словам чиновника, приступить к выполнению работ планируется в конце июня, а завершить их – в октябре. Общая стоимость работ – 41 млн. грн. Из них 40 млн. грн. выделяет областной совет, 1,5 млн. пойдут из городского бюджета. При этом правовой статус сооружения не определен. Городские и областные власти так и не договорились, в чьей собственности она находится.
Проект первоочередных противоаварийных работ выполнило ГП «Укрюжипроводхоз». Директор института Олег Чижик рассказал, что специалисты проектной организации провели водолазное обследование подводной часть дамбы, особенно там, где есть видимые разрушения. В результате выявлен аварийный участок. Длина линии участка, подлежащего ремонту – 900 м.
Согласно проекту, строители уберут фундаментные блоки, ограждающие Объездную дорогу от волн. Затем – большую часть бетонных блоков, которые выполняли защитную функцию на мокром откосе дамбы. После этого будет выровнен мокрый откос путем засыпки его надводной части песком, а подводной – отсевом.
Вслед за этим мокрый откос будет накрыт гибкими бетонными опалубками (специальные синтетические мешки, которые заполняются цементным раствором). Они выполнят две функции: уменьшат фильтрацию воды через дамбу и защитят ее от волновых разрушений. В конце будут установлены специальные волнобойные блоки высотой по 8 м, которые повысят устойчивость дамбы.
В. Шандрык добавил, что эти работы восстановят характеристики дамбы, но не устранят проблему уровня воды в лимане. Уже заказано ТЭО мероприятий, которые позволят снизить уровень воды. Сегодня он превышен почти на 2 м. Вице-мэр напомнил, что нормальный уровень воды в лимане – -0,5 м, максимальный, допустимый в течение двух месяцев – 1,5 м.
Выполнение этих двух видов работ на дамбе даст время, чтобы определить ее правовой статус и подготовиться к капитальному ремонту сооружения.
О. Чижик напомнил, что дамба – вторичное назначение насыпи. Она строилась под автодорогу в начале 1930-х гг. Нормативный срок ее службы – 50 лет.
Напомним также: дамба Хаджибейского лимана совпадает с Объездной дорогой вокруг Одессы, которая является дорогой государственного значения. По оценкам специалистов, в случае прорыва дамбы в зоне затопления может оказаться район от Пересыпского моста до Жеваховой горы, где проживают около 30 тысяч одесситов.
Также прорыв дамбы представляет потенциальную опасность разрушения железнодорожных путей автодорог и коммуникаций, связывающих жилмассив им. Котовского с центром города. Кроме того, в этом случае жители района могут остаться без водоснабжения и канализации.