22.04.2015 | Медицина

Разработана новая методика борьбы с раком

Исследователи из Массачусетского технологического института разработали новую методику борьбы с раком, которая получила название иммунотерапия рака.

Суть технологии заключается в объединении работы двух основных ветвей иммунной системы.

Предыдущие попытки использовать силу иммунной системы человека для борьбы со злокачественными опухолями были сосредоточены на двух разных стратегиях. Учёные либо пытались стимулировать Т-клетки для борьбы с раковыми клетками, либо заставляли антитела атаковать опухоли. Однако ни одна из этих методик не показала высокой эффективности.

Исследование, проведённое группой учёных из Массачусетского технологического института, основано на объединении двух этих методик в одну и сочетании их эффективности в вопросах борьбы со злокачественными опухолями. Биохимики разработали особую модифицированную молекулу, направляющую и Т-клетки, и антитела на уничтожение рака.

В ходе экспериментов с этой молекулой, называемой IL-2, учёные сделали важное открытие. Считается, что IL-2 способна вызвать оба типа иммунного ответа, однако в опытах на модельных организмах положительных результатов до сих пор не наблюдалось.

Биохимики обнаружили, что ключевую роль в эффективности действия IL-2 играют сроки её доставки. Предыдущие лабораторные исследования показали, что молекула способна значительно улучшить эффективность борьбы естественных клеток-киллеров с раковыми клетками, когда речь идёт о добавлении её к клеткам опухоли в чашке Петри (тогда IL-2 долгое время располагается в непосредственной близости от очага болезни). Однако та же молекула показала очень низкую эффективность в кровотоке — отсюда почки отфильтровывают IL-2 (как чужеродный агент) в течение часа, не давая возможности начать атаку на раковые клетки.

Чтобы преодолеть эту трудность, исследователи соединили молекулу IL-2 с частью молекулы антитела, позволив ей с таким "прикрытием" оставаться в кровотоке пациента в течение более длительного периода времени. Эти молекулы-соединения были испытаны на мышах с тяжёлой формой меланомы (рака кожи). Результаты показали, что у всех представителей основной группы рост опухолей прекратился.

Более того, исследователи сообщают в пресс-релизе, что у 80-90% мышей опухоли и вовсе исчезли, а их иммунная система оказалась способна уничтожать новые введённые в организм раковые клетки даже спустя несколько месяцев после первичного лечения.

Как поясняют учёные, сама молекула IL-2 не является главным оружием в борьбе с опухолями. Она лишь создаёт благоприятную среду для слаженной работы Т-клеток и антител.

"Иммунный ответ, изначально вызванный работой антител, создаёт особую среду в организме, позволяющую Т-клеткам уничтожать опухоли. В отсутствии молекул-соединений Т-клетки практически бессильны в борьбе с раком", — поясняет ведущий автор исследования Дэйн Виттрап (Dane Wittrup), профессор химической инженерии в Массачусетском технологическом институте.

Также в ходе исследования учёные обнаружили, что Т-клетки были гораздо более эффективны в уничтожении опухолей при доставке их в организм вместе с молекулами-соединениями антитела-IL-2, чем когда их вводили по отдельности. Поэтому Виттрап и его коллеги полагают, что их работа поможет создать новый метод, дополняющий уже существующие технологии лечения рака, основанные на работе антител.

Команда продолжает работу по изучению свойств молекулы IL-2 и пытается ещё больше повысить эффективность новой методики лечения. А результаты завершённого исследования изложены в статье, опубликованной в журнале Cancer Cell.