Возвращение Петра Коновского

Одесская художественная школа дала нашему городу, стране, да можно сказать – всему миру десятки значительных имен. В их тени время от времени пропадают, теряются, быть может, менее значительные фигуры, которые при пристальном взгляде не только имеют право, но и должны быть возвращены нами, потомками, в художественную культуру.



Думаем, давно пришла очередь вглядеться в творчество, в личность Петра Сергеевича Коновского, тем более что в этом году две памятные даты, с ним связанные: он родился в 1883 году в Одессе и умер тоже в Одессе – в 1953 году, 60 лет назад. Большая часть его творческой жизни прошла в нашем городе.




Впервые, один из нас (Е. Голубовский) увидел работу П. Коновского на одной из обновленных экспозиций в Художественном музее, хоть потом она вновь была возвращена в музейные фонды. Это была замечательная акварель «Поэт». Но больше нигде рисунки, картины, этюды, акварели Коновского не экспонировались. О нем вспоминали старожилы – как о коллекционере, педагоге, чудаке.



Огромную роль в «открытии» Петра Коновского сыграл исследователь-коллекционер Сергей Лущик. Ему прежде всего мы обязаны воскрешением в 1966 году этого практически забытого имени.



Сергей Зенонович Лущик обращался к наследию художника трижды, еще в далеком 1966 году, на страницах газеты «Комсомольська іскра», в статье «Історія одного малюнка», затем в «Вечерке» в 1981 г. – «Неизвестный портрет». И, наконец, в самой обзорной и биографической статье «Неизвестный П. С. Коновский», опубликованной в газете «Всемирные одесские новости» в 1997 г. Более не найти ни единой публикации о художнике, преподавателе, коллекционере и библиофиле Петре Сергеевиче Коновском. Но и этого оказалось достаточно, чтобы эта ниточка, связывавшая день сегодняшний и ту уходящую, насыщенную событиями эпоху, в которой жил и творил наш герой, привела нас к скромному празднованию 130-летия со дня рождения художника. Огромную работу по выявлению всех перипетий биографии Коновского проделал в наши дни один из нас (А. Дмитренко).



Петр Сергеевич Коновский-Лещук родился 21 января 1883 года в Одессе.



В выписи из метрической книги за № 284 от 31 июля 1909 г. указано: крестьянка Хмельниковской волости Литинского уезда Подольской губернии Павлина Иоанновна Коновская незаконно родила сына Петра, 30 января того же года протоирей Одесской Покровской церкви Димитрий Мочульский совершил таинство крещения. Также в выписи сообщается, что означенный в этом акте Петр Коновский определением Одесского окружного суда от 28 июня 1901 г. узаконен мещанину Прокопию Гавриловичу Лещукову и законной жене его Павлине Иоанновне, урожденной Коновской.



Интересен тот факт, что в сохранившихся документах конца ХIХ – первой половины ХХ столетия фамилия художника варьируется: Коновский, Кановский, Лищук, Лещук.



По воспоминаниям самого художника, отца он не помнил, а отчима чтил и фамилию свою писал через дефис Коновский-Лещук. Примем этот вариант фамилии, как и подписывался сам художник.



Вот как описывает сам Петр Сергеевич события раннего детства и отрочества в автобиографии от 23 января 1952 г.: «…Отец Коновский умер, когда я был маленьким. Отчим – Лещук Прокофий Гаврилович – работал в городском водопроводе на ст. Чумка чеканщиком. Умер в 1927 г., мать умерла в 1925 г.



С 15-летнего возраста я начал работать, работал на складе кож, на постройке крытых рынков Нового базара в гор. Одессе. В 1904 – 1905 гг. работал телефонистом на городском водопроводе ст. Чумка и одновременно посещал воскресные занятия в Одесском художественном училище и, сдав экзамены, был зачислен действительным учеником указанного училища…».



Во время обучения в рисовальной школе Одесского общества изящных искусств за истекший академический 1898 – 1899 г. по рисованию с геометрических тел был награжден похвальным листом за № 200 от 24 мая 1899 г.



В 1906 – 1909 гг. учился в мастерской К. Костанди на живописно-скульптурном отделении художественного училища Одесского общества изящных искусств, по окончании которого удостоен звания учителя рисования, чистописания и черчения в средних учебных заведениях. Диплом № 223 от 12.09.09.



В 1909 – 1914 гг. учился в мастерской К. Коровина на живописном факультете Московского училища живописи, ваяния и зодчества. По окончании получил диплом художника-станковиста.



Из автобиографии 1952 г.: «…Будучи учеником училища и по окончании его, писал декорации в Народном Веденском доме, на фабрике Френовской мануфактуры, оформлял охотничий клуб и участвовал в выставках.



В 1916 году по мобилизации ратников 2-го разряда был призван на военную службу и зачислен в 56-й запасный пехотный полк рядовым (Москва). В том же году меня, как окончившего высшее учебное заведение, отправили в Александровское военное училище (4-мес. ускоренный выпуск; Москва), по окончания коего я был отправлен в город Рязань в 208-й запасный пехотный полк прапорщиком.



В июне 1917 года был вызван художником К.А. Коровиным на Юго-западный фронт для зарисовок, где был зачислен в 17-й инженерный полк, в котором находился до демобилизации – декабрь 1917…».



В 1917 г. вернулся в Одессу и давал частные уроки рисования и живописи.



С 1918-го по 1925 г. – член союза «Металлист». С 1925 г. – член союза «Рабис».



14 февраля 1920-го – 25 августа 1922 г. работал чертежником и одновременно заведовал архивом чертежей на государственном авиационном заводе № 11, уволен в связи с закрытием завода.



В 1923 г. Коновский выслан из Одессы в Харьков как бывший офицер царской армии. В архиве С.З. Лущика сохранилось письмо-ходатайство без адресата и даты за подписью 2-х членов ВКП(б) (подписи неразборчивы), в котором говорится: «…В Харькове я дал письмо на имя наркома тов. Балицкого, в котором рекомендовал т. Коновского с лучшей стороны, на письме была т. Балицким наложена соответствующая резолюция, и т. Коновскому выдали документ из ГПУ с указанным письмом для реабилитации в Одессе, но документы были утеряны…». Видимо, ходатайство было удовлетворено, и художнику вскоре позволили вернуться в Одессу, где он давал уроки рисования и для клуба рабочих канатного завода писал декорации и портреты.



7 августа 1925-го – 16 мая 1929 г. работал художником-бутафором на 1-й Одесской кинофабрике ВУФКУ, на Пролетарском бульваре, 33.



В 1929 году становится членом художественного общества имени К.К. Костанди. Интересная деталь – по воспоминаниям дочерей К. Костанди, Любови и Марии, посмертную выставку К. К. Костанди, проходившую в музее на Софиевской 18 мая – 18 июня 1924 г., оформлял П.С. Коновский, хотя ни годом позже, ни в других выставках Общества не участвовал (по данным каталогов выставок).



Преподавал черчение в школе ФЗУ при Одесской кинофабрике с 1 января по 1 сентября 1931 г.



В 1931 – 1933 гг. выполнял художественные заказы от «Укрсадовинтрест».



С 1932 г. по июль 1934 г. работал художником в художественно-скульптурных мастерских кооператива «Одессхудожник».



С 15 января 1935-го по 1 октября 1941 г. – преподаватель живописи и рисунка в ОГХУ, доцент живописи и рисунка.



Был одним из немногих одесских делегатов на I Всеукраинском съезде художников, проходившем в октябре 1938 г. в Киеве. Сохранились портретные зарисовки Петра Сергеевича с этого события. И вообще надо сказать, что с карандашом и блокнотом он редко расставался и везде зарисовывал увиденное. До наших дней дошло немало рисунков и набросков, с подписью места и даты. На выставке во Всемирном клубе одесситов представлены такие рисунки.



Член Одесского областного союза советских художников и скульпторов со дня его основания в начале 1934 г., член одесского областного отделения Союза советских художников Украины с 16 октября 1938 г.



В период оккупации был членом Общества художников Одессы, выполнял работы на религиозную тематику (большой образ Богоматери и 4-х евангелистов), участник «Первой выставки работ Общества одесских художников» (открытой 3 декабря 1941 г. в салоне на ул. Преображенской, 23), второй выставки «Salonul Oficial» (с 13 сентября 1942 г. в помещении Академии изящных искусств на ул. Софиевской, 16), третьей выставки в оккупированной Одессе (6 июня – 18 июля 1943 г. в помещении Общества одесских художников), в четвертой (5 сентября – 1 октября 1943 г. в 8 залах Академии изящных искусств).



С момента открытия Академии изящных искусств преподавал живопись и рисунок, профессор.



С 16 апреля 1944 г. и до самой смерти преподавал живопись и рисунок в Одесском государственном художественном училище и заведовал музеем училища.



21 июня 1944 г. был восстановлен в рядах членов областного отделения Союза советских художников Украины.



25 января 1952 г. президенту Академии художеств СССР А.М. Герасимову в Москву за подписью директора ОГХУ Г.З. Крижевского отправлено представление на присвоение звания профессора Петру Сергеевичу Коновскому-Лещуку, но… не успели!



28 мая 1953 г. Петр Сергеевич Коновский-Лещук умер от рака желудка и на следующий день похоронен на II христианском кладбище в Одессе.



На обратной стороне свидетельства о смерти детально указано место захоронения: участок 66, линия 11, номер могилы 43, но со дня смерти художника прошло уже 60 лет, и все попытки найти его могилу не увенчались успехом.



В 1909 г. проживал по адресу: Бассейный пер., д. 2; до войны – ул. Щепкина, 21, кв. 2. В 1946 г. – ул. Энгельса (ныне Маразлиевская), 38, кв. 7. В 1948 г. – Пролетарский бульвар, 17, кв. 16.



По воспоминаниям самого художника, участвовал в областных и двух республиканских выставках и дважды был законтрактован. Возможно, это 4-я (1931) и 5-я (1933) Республиканские выставки, списки экспонентов которых не найдены.



Достоверно удалось установить участие Петра Сергеевича в следующих выставках:



в мае 1934 г. – в Первой выставке картин, графики, скульптуры художников Одессы, организованной одесским оргбюро Союза советских художников и проходившей в Одесском государственном художественном музее (Сабанеев мост, 4);



в ноябре 1947 г. – в выставке, посвященной XXX-летию Великой Октябрьской социалистической революции, в Одесском государственном музее западного и восточного искусства;



в 1948 г. – была организована персональная выставка без присутствия публики (закрытый отчет) в помещении областной организации ССХУ.



Во всех документах указано, что Петр Сергеевич был холост. Но один из нас в 70-х годах был в гостях у его жены, художницы Ольги Михайловны Скоробогатовой (1908 – 1994), которая и хранила все наследие художника более 40 лет, вплоть до самой смерти. Возможно, брак был не официальным, а гражданским. В доме еще хранились работы мастера.



Тем ценнее и весомее становится художественное наследие этого замечательного мастера, ученика Костанди и Коровина, портреты которого писали А. Шовкуненко и А. Герасимов, всю жизнь посвятившего преподаванию искусства в Одессе.



3 декабря 2013 года во Всемирном клубе одесситов состоится открытие выставки живописи и графики "Возвращение П.С. Коновского".



Вывод С.З. Лущика в статье 1997 года «Неизвестный Коновский» был печален. Как художник, по сути, не состоялся. Прошли годы, по крупицам мы собирали материалы для этой выставки в частных собраниях С. Костина и А. Лисовского, С. Жалобнюка и Т. Гончаренко, С. Лущика и Е. Голубовского, А. Дроздовского и Л. Стояновой, А. Дмитренко и других.



И, представьте, изменилась точка зрения на наследие художника. Во-первых, он был мастером. Во-вторых, учителем, блестящим рисовальщиком. Но в середине 20-х годов он «наступил на горло собственной песне». Стать соцреалистическим художником ему не позволяла совесть. Слишком хорошо он знал мировое искусство, собирал открытки, репродукции, книги с его владельческой подписью хранятся во многих книжных собраниях Одессы, даже оригинальные работы П. Нилуса и П. Волокидина, чтобы позволить себе писать «колхозные базары»… И П.С. Коновский осознанно предпочел честную жизнь коллекционера и педагога участию в областных, республиканских выставках. Но талант рисовальщика сохранил. И даже эта небольшая выставка во Всемирном клубе одесситов показывает, каких мастеров давала школа К. Костанди, школа К. Коровина, чем может и должна гордиться Одесса.



Евгений ГОЛУБОВСКИЙ, Александр ДМИТРЕНКО.



Больше работ П. Коновского можно увидеть в Интернет-галерее на нашем сайте.

Реклама альбомов 300