Возвращение Петра Коновского

Одесская художественная школа дала нашему городу, стране, да можно сказать – всему миру десятки значительных имен. В их тени время от времени пропадают, теряются, быть может, менее значительные фигуры, которые при пристальном взгляде не только имеют право, но и должны быть возвращены нами, потомками, в художественную культуру.

Думаем, давно пришла очередь вглядеться в творчество, в личность Петра Сергеевича Коновского, тем более что в этом году две памятные даты, с ним связанные: он родился в 1883 году в Одессе и умер тоже в Одессе – в 1953 году, 60 лет назад. Большая часть его творческой жизни прошла в нашем городе.

Петр Сергеевич Коновский, 1921 г.

Петр Сергеевич Коновский, 1921 г.

Петр Сергеевич Коновский, 21 мая 1936 года

Петр Сергеевич Коновский, 21 мая 1936 года


Впервые, один из нас (Е. Голубовский) увидел работу П. Коновского на одной из обновленных экспозиций в Художественном музее, хоть потом она вновь была возвращена в музейные фонды. Это была замечательная акварель «Поэт». Но больше нигде рисунки, картины, этюды, акварели Коновского не экспонировались. О нем вспоминали старожилы – как о коллекционере, педагоге, чудаке.

Огромную роль в «открытии» Петра Коновского сыграл исследователь-коллекционер Сергей Лущик. Ему прежде всего мы обязаны воскрешением в 1966 году этого практически забытого имени.

Сергей Зенонович Лущик обращался к наследию художника трижды, еще в далеком 1966 году, на страницах газеты «Комсомольська іскра», в статье «Історія одного малюнка», затем в «Вечерке» в 1981 г. – «Неизвестный портрет». И, наконец, в самой обзорной и биографической статье «Неизвестный П. С. Коновский», опубликованной в газете «Всемирные одесские новости» в 1997 г. Более не найти ни единой публикации о художнике, преподавателе, коллекционере и библиофиле Петре Сергеевиче Коновском. Но и этого оказалось достаточно, чтобы эта ниточка, связывавшая день сегодняшний и ту уходящую, насыщенную событиями эпоху, в которой жил и творил наш герой, привела нас к скромному празднованию 130-летия со дня рождения художника. Огромную работу по выявлению всех перипетий биографии Коновского проделал в наши дни один из нас (А. Дмитренко).

Петр Сергеевич Коновский-Лещук родился 21 января 1883 года в Одессе.

В выписи из метрической книги за № 284 от 31 июля 1909 г. указано: крестьянка Хмельниковской волости Литинского уезда Подольской губернии Павлина Иоанновна Коновская незаконно родила сына Петра, 30 января того же года протоирей Одесской Покровской церкви Димитрий Мочульский совершил таинство крещения. Также в выписи сообщается, что означенный в этом акте Петр Коновский определением Одесского окружного суда от 28 июня 1901 г. узаконен мещанину Прокопию Гавриловичу Лещукову и законной жене его Павлине Иоанновне, урожденной Коновской.

Интересен тот факт, что в сохранившихся документах конца ХIХ – первой половины ХХ столетия фамилия художника варьируется: Коновский, Кановский, Лищук, Лещук.

По воспоминаниям самого художника, отца он не помнил, а отчима чтил и фамилию свою писал через дефис Коновский-Лещук. Примем этот вариант фамилии, как и подписывался сам художник.

Вот как описывает сам Петр Сергеевич события раннего детства и отрочества в автобиографии от 23 января 1952 г.: «…Отец Коновский умер, когда я был маленьким. Отчим – Лещук Прокофий Гаврилович – работал в городском водопроводе на ст. Чумка чеканщиком. Умер в 1927 г., мать умерла в 1925 г.

С 15-летнего возраста я начал работать, работал на складе кож, на постройке крытых рынков Нового базара в гор. Одессе. В 1904 – 1905 гг. работал телефонистом на городском водопроводе ст. Чумка и одновременно посещал воскресные занятия в Одесском художественном училище и, сдав экзамены, был зачислен действительным учеником указанного училища…».

Во время обучения в рисовальной школе Одесского общества изящных искусств за истекший академический 1898 – 1899 г. по рисованию с геометрических тел был награжден похвальным листом за № 200 от 24 мая 1899 г.

В 1906 – 1909 гг. учился в мастерской К. Костанди на живописно-скульптурном отделении художественного училища Одесского общества изящных искусств, по окончании которого удостоен звания учителя рисования, чистописания и черчения в средних учебных заведениях. Диплом № 223 от 12.09.09.

В 1909 – 1914 гг. учился в мастерской К. Коровина на живописном факультете Московского училища живописи, ваяния и зодчества. По окончании получил диплом художника-станковиста.

Из автобиографии 1952 г.: «…Будучи учеником училища и по окончании его, писал декорации в Народном Веденском доме, на фабрике Френовской мануфактуры, оформлял охотничий клуб и участвовал в выставках.

В 1916 году по мобилизации ратников 2-го разряда был призван на военную службу и зачислен в 56-й запасный пехотный полк рядовым (Москва). В том же году меня, как окончившего высшее учебное заведение, отправили в Александровское военное училище (4-мес. ускоренный выпуск; Москва), по окончания коего я был отправлен в город Рязань в 208-й запасный пехотный полк прапорщиком.

В июне 1917 года был вызван художником К.А. Коровиным на Юго-западный фронт для зарисовок, где был зачислен в 17-й инженерный полк, в котором находился до демобилизации – декабрь 1917…».

В 1917 г. вернулся в Одессу и давал частные уроки рисования и живописи.

С 1918-го по 1925 г. – член союза «Металлист». С 1925 г. – член союза «Рабис».

14 февраля 1920-го – 25 августа 1922 г. работал чертежником и одновременно заведовал архивом чертежей на государственном авиационном заводе № 11, уволен в связи с закрытием завода.

В 1923 г. Коновский выслан из Одессы в Харьков как бывший офицер царской армии. В архиве С.З. Лущика сохранилось письмо-ходатайство без адресата и даты за подписью 2-х членов ВКП(б) (подписи неразборчивы), в котором говорится: «…В Харькове я дал письмо на имя наркома тов. Балицкого, в котором рекомендовал т. Коновского с лучшей стороны, на письме была т. Балицким наложена соответствующая резолюция, и т. Коновскому выдали документ из ГПУ с указанным письмом для реабилитации в Одессе, но документы были утеряны…». Видимо, ходатайство было удовлетворено, и художнику вскоре позволили вернуться в Одессу, где он давал уроки рисования и для клуба рабочих канатного завода писал декорации и портреты.

7 августа 1925-го – 16 мая 1929 г. работал художником-бутафором на 1-й Одесской кинофабрике ВУФКУ, на Пролетарском бульваре, 33.

В 1929 году становится членом художественного общества имени К.К. Костанди. Интересная деталь – по воспоминаниям дочерей К. Костанди, Любови и Марии, посмертную выставку К. К. Костанди, проходившую в музее на Софиевской 18 мая – 18 июня 1924 г., оформлял П.С. Коновский, хотя ни годом позже, ни в других выставках Общества не участвовал (по данным каталогов выставок).

Преподавал черчение в школе ФЗУ при Одесской кинофабрике с 1 января по 1 сентября 1931 г.

В 1931 – 1933 гг. выполнял художественные заказы от «Укрсадовинтрест».

С 1932 г. по июль 1934 г. работал художником в художественно-скульптурных мастерских кооператива «Одессхудожник».

С 15 января 1935-го по 1 октября 1941 г. – преподаватель живописи и рисунка в ОГХУ, доцент живописи и рисунка.

Был одним из немногих одесских делегатов на I Всеукраинском съезде художников, проходившем в октябре 1938 г. в Киеве. Сохранились портретные зарисовки Петра Сергеевича с этого события. И вообще надо сказать, что с карандашом и блокнотом он редко расставался и везде зарисовывал увиденное. До наших дней дошло немало рисунков и набросков, с подписью места и даты. На выставке во Всемирном клубе одесситов представлены такие рисунки.

Член Одесского областного союза советских художников и скульпторов со дня его основания в начале 1934 г., член одесского областного отделения Союза советских художников Украины с 16 октября 1938 г.

В период оккупации был членом Общества художников Одессы, выполнял работы на религиозную тематику (большой образ Богоматери и 4-х евангелистов), участник «Первой выставки работ Общества одесских художников» (открытой 3 декабря 1941 г. в салоне на ул. Преображенской, 23), второй выставки «Salonul Oficial» (с 13 сентября 1942 г. в помещении Академии изящных искусств на ул. Софиевской, 16), третьей выставки в оккупированной Одессе (6 июня – 18 июля 1943 г. в помещении Общества одесских художников), в четвертой (5 сентября – 1 октября 1943 г. в 8 залах Академии изящных искусств).

С момента открытия Академии изящных искусств преподавал живопись и рисунок, профессор.

С 16 апреля 1944 г. и до самой смерти преподавал живопись и рисунок в Одесском государственном художественном училище и заведовал музеем училища.

21 июня 1944 г. был восстановлен в рядах членов областного отделения Союза советских художников Украины.

25 января 1952 г. президенту Академии художеств СССР А.М. Герасимову в Москву за подписью директора ОГХУ Г.З. Крижевского отправлено представление на присвоение звания профессора Петру Сергеевичу Коновскому-Лещуку, но… не успели!

28 мая 1953 г. Петр Сергеевич Коновский-Лещук умер от рака желудка и на следующий день похоронен на II христианском кладбище в Одессе.

На обратной стороне свидетельства о смерти детально указано место захоронения: участок 66, линия 11, номер могилы 43, но со дня смерти художника прошло уже 60 лет, и все попытки найти его могилу не увенчались успехом.

В 1909 г. проживал по адресу: Бассейный пер., д. 2; до войны – ул. Щепкина, 21, кв. 2. В 1946 г. – ул. Энгельса (ныне Маразлиевская), 38, кв. 7. В 1948 г. – Пролетарский бульвар, 17, кв. 16.

По воспоминаниям самого художника, участвовал в областных и двух республиканских выставках и дважды был законтрактован. Возможно, это 4-я (1931) и 5-я (1933) Республиканские выставки, списки экспонентов которых не найдены.

Достоверно удалось установить участие Петра Сергеевича в следующих выставках:

в мае 1934 г. – в Первой выставке картин, графики, скульптуры художников Одессы, организованной одесским оргбюро Союза советских художников и проходившей в Одесском государственном художественном музее (Сабанеев мост, 4);

в ноябре 1947 г. – в выставке, посвященной XXX-летию Великой Октябрьской социалистической революции, в Одесском государственном музее западного и восточного искусства;

в 1948 г. – была организована персональная выставка без присутствия публики (закрытый отчет) в помещении областной организации ССХУ.

Во всех документах указано, что Петр Сергеевич был холост. Но один из нас в 70-х годах был в гостях у его жены, художницы Ольги Михайловны Скоробогатовой (1908 – 1994), которая и хранила все наследие художника более 40 лет, вплоть до самой смерти. Возможно, брак был не официальным, а гражданским. В доме еще хранились работы мастера.

Тем ценнее и весомее становится художественное наследие этого замечательного мастера, ученика Костанди и Коровина, портреты которого писали А. Шовкуненко и А. Герасимов, всю жизнь посвятившего преподаванию искусства в Одессе.

3 декабря 2013 года во Всемирном клубе одесситов состоится открытие выставки живописи и графики "Возвращение П.С. Коновского".

Вывод С.З. Лущика в статье 1997 года «Неизвестный Коновский» был печален. Как художник, по сути, не состоялся. Прошли годы, по крупицам мы собирали материалы для этой выставки в частных собраниях С. Костина и А. Лисовского, С. Жалобнюка и Т. Гончаренко, С. Лущика и Е. Голубовского, А. Дроздовского и Л. Стояновой, А. Дмитренко и других.

И, представьте, изменилась точка зрения на наследие художника. Во-первых, он был мастером. Во-вторых, учителем, блестящим рисовальщиком. Но в середине 20-х годов он «наступил на горло собственной песне». Стать соцреалистическим художником ему не позволяла совесть. Слишком хорошо он знал мировое искусство, собирал открытки, репродукции, книги с его владельческой подписью хранятся во многих книжных собраниях Одессы, даже оригинальные работы П. Нилуса и П. Волокидина, чтобы позволить себе писать «колхозные базары»… И П.С. Коновский осознанно предпочел честную жизнь коллекционера и педагога участию в областных, республиканских выставках. Но талант рисовальщика сохранил. И даже эта небольшая выставка во Всемирном клубе одесситов показывает, каких мастеров давала школа К. Костанди, школа К. Коровина, чем может и должна гордиться Одесса.

Евгений ГОЛУБОВСКИЙ, Александр ДМИТРЕНКО.

Больше работ П. Коновского можно увидеть в Интернет-галерее на нашем сайте.