поделиться:
18.07.2020
Новая книга: «История Одессы в памятниках и скульптурах»

В Одесской национальной научной библиотеке состоялась презентация нового уникального издания – книги Евгения Волокина и Александра Палариева «История Одессы в памятниках и скульптурах».

Эта встреча – из тех, которые, как отметила директор библиотеки Ирина Бирюкова, «объединяют одесситов». Собрав краеведов, историков, коллекционеров, журналистов, тех, кто любит свой город и интересуется его историей, презентация стала здесь первым многолюдным событием со времени введения карантина. Потому и проходила с соблюдением норм и правил карантинного времени с его непременными атрибутами – масками, перчатками, необходимостью держать дистанцию, что, впрочем, никак не испортило настроения собравшимся.

А помогали это настроение создавать и тематическая выставка из богатейших фондов библиотеки, и музыка прошлых лет, и слайды с иллюстрациями из нового альбома, и очень теплое выступление настоящей одесской группы «Мамины дети» (ее создатель – певец и композитор Валерий Чернис – в числе давних друзей и помощников проекта «Старая Одесса в фотографиях»).

Новая книга, как и предыдущие исследовательские издания проекта, не только рассказывает об истории города, но и позволяет увидеть ее – благодаря уникальным фото, большинство из которых публикуются впервые. Всего же в новом альбоме – 241 снимок.

Запечатлены на них статуи и скульптуры, рядом с которыми выросло не одно поколение одесситов. Часть этих памятников, ставших визитными карточками города, в этом статусе пребывают и сегодня, остаются на своих законных местах. Многие, прежде всего, памятники идеологические, когда-то казавшиеся вечными, ушли в прошлое, исчезли. Некоторые – уцелели, став экспонатами созданного Александром Палариевым уникального музея соцреализма в бессарабской степи, в туристическом центре «Фрумушика-Нова». Их десятилетиями воспринимали, как должное, рядом с ними снимались, сохраняя в домашних архивах воспоминания не о памятниках – о себе. И вряд ли задавались вопросом, а зачем они, собственно, были нужны, эти статуи, в преогромном количестве штампованные массовыми тиражами…

Отслеживая прошлое города по его памятникам, книга среди прочего отвечает на вопросы о том, правда ли, что в Одессе на полном серьезе собирались открыть мавзолей Ленина, а под статуями футболистов хоронили известных форвардов; для какого памятника собирались намыть искусственный остров и предлагали снести Дюка; как поэт Пушкин спас князя Воронцова, а беспризорные собаки освободили Соборку от великих строек коммунизма; сколько их вообще было на улицах города – этих бетонных, металлических и гипсовых фигур – знаков ушедшего времени и неотъемлемой части огромной идеологической машины.

Говоря о представленном исследовании и о самой его теме, декан факультета истории и философии Одесского национального университета им. И. И. Мечникова Вячеслав Кушнир особо отметил четко выдержанную авторами приверженность к выбранной ими самими формуле: фактаж – контекст – оценка. По его словам, он увидел в книге интереснейший фактический материал, есть в ней и ощущение времени, о котором идет речь, оценка же, возможность делать собственные выводы остается за читателем, и это правильно, считает профессор.

«Мы думаем, что в других городах так же трогательно относятся к своей истории, так же издаются книги, с такой же любовью. Так же это берегут, лелеют, холят и так далее. Но это совсем не так. Одесса в этом смысле – особый город. И проект Евгения Волокина в этом смысле – очень показателен, – рассказал на презентации известный исследователь истории Одессы Олег Губарь. – Это уже пятая его работа. Вместе мы делали «Историю одного дома. Дерибасовская,10». И сейчас, скажу по секрету, делаем еще один проект – о Пассаже, и думаю, продолжение следует… Книги об Одессе могут быть очень разными. Я, например, работаю над научными монографиями – как «История градостроительства Одессы». Не все это будут читать. А вот такие книги, как «История Одессы в памятниках и скульптурах», несмотря на некоторую фрагментарность тематики, легко впитываются, легко усваиваются, и постепенно формируют подлинную картину истории города»...

Коллекционер Анатолий Дроздовский рассказал, что совместно с Евгением Волокиным делает уже пятую книжку одного и того же формата (в новый альбом вошли некоторые материалы из уникального собрания Анатолия Александровича).

«Мы делимся с Волокиным пополам: у меня материалы дореволюционные и довоенные, а у него – послевоенные, что, как выяснилось, не менее интересно. Коллекционеры раньше не собирали фотографии послевоенного периода. А оказалось, что это очень серьезно, потому что за последние 30-40 лет настолько все изменилось! Столько всего ушло, пропало, что это надо восстанавливать, надо фиксировать. И хотелось бы, чтобы это было интересно не только тем, кто ностальгирует по этому времени, а и молодежи, чтобы они узнавали о прошлом города. Потому что это очень интересно, есть уникальные вещи!», – уверен Анатолий Дроздовский.

Журналист Сергей Осташко отметил, что ему нравится, как построена книга: кроме многочисленных исторических данных, документальных свидетельств, газетной периодики, в ней немало отсылок к народному одесскому творчеству – анекдотам, городским легендам (и тут же попенял авторам, что не все они вошли в книгу, так что, нужно бы дополненное переиздание).

А также сказал, что «книга позволяет старикам вернуться в детство, а молодому поколению – увидеть то, что ему, даст бог, никогда не придется увидеть». «Кроме того, людям моего поколения она позволяет слегка исправить собственную детскую память, – добавил он. – Например, я всегда думал, что первыми стихами Пушкина, которые я сам прочитал, была эпиграмма на памятнике князю Михаилу Воронцову:

"Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец".

А из этой книги я узнал, что табличку с эпиграммой сбили еще во времена румынской оккупации. Очевидно, мне об этой надписи рассказывала бабушка, а я решил, что сам прочитал ее на памятнике»…

Фотохудожник и журналист Олег Владимирский, чьи фотографии также вошли в издание, считает, что этот альбом – книга, прежде всего, для одесситов. «Это не совсем подарочное издание, не из тех, которые представляют своего рода парадный портрет города, где-то – приукрашенный, где-то – подретушированный», – сказал он, добавив, что уверен: «Памятники нужно сносить в последнюю очередь, после того, как уже все остальное сделано»…

Добавим: «История Одессы в памятниках и скульптурах» написана на двух языках – украинском и английском.

Приобрести новую книгу, как и предыдущие издания, можно следующим образом:

– пишите на почту oldodessa@ukr.net,

– пишите в группу в «Фейсбуке» «Старая Одесса в фото»,

– звоните 067-480-37-05.

Дата съемки: 17.07.2020.

Фото: Олег Владимирский, Ульяна Громович.

поделиться: