В Одесском национальном академическом театре оперы и балета в рамках IV фестиваля искусств «Бархатный сезон» состоялась премьера концерта «Последний романтик».
Исполнялись произведения Рихарда Штрауса. Инициатива постановки принадлежит главному дирижеру театра Александру Самоилэ, вознамерившемуся познакомить одесскую публику с композиторами, чьи произведения давно – или никогда – не шли на этой сцене.
Так, был поставлен концерт «Вселенная Вагнера», а затем, на прошлогоднем фестивале, в концертном исполнении прозвучала опера «Тангейзер». Теперь в планах театра совместная постановка с Национальной львовской оперой «Лоэнгрина».
Но если музыка Рихарда Вагнера когда-то в театре звучала, то с произведениями другого Рихарда – Штрауса – одесситы не были знакомы. А. Самоилэ рассказал забавную историю. Когда в городе появились афиши концерта, позвонили коллеги одного из одесских театров и указали на «ошибку»: мол, Штраус – Иоганн, а не Рихтер…
Рихард Штраус (1864-1949) – немецкий дирижер и композитор эпохи позднего романтизма – один из наиболее ярких представителей немецкого экспрессионизма. Диапазон оперных жанров, в которых он работал, невероятно широк – от трагичных «Саломеи» и «Электры» до комичных «Арабеллы» и «Кавалера розы».
Для концерта А. Самоилэ выбрал первое произведение, принесшее славу композитору – симфоническую поэму «Дон Жуан» и фрагменты четырех опер: «Ариадна на Наксосе», «Кавалер розы», «Каприччио» (одна из наиболее популярных и часто исполняемых опер композитора) и «Саломея».
На иных спектаклях бывает интереснее наблюдать за оркестром и дирижером, чем за действием на сцене. Концертные исполнения, когда оркестр поднимается на сцену, позволяют в полной мере насладиться экспрессивной манерой исполнения одесских музыкантов.
А на последнем концерте – специально для зрителей или для какой-то технической надобности – в ближних к сцене ложах были установлены мониторы, на которые транслировалось изображение маэстро Самоилэ. Без сомнения, это был интереснейший спектакль, а главный дирижер может считаться самым эмоциональным актером театра!
Очень интересно было организовано сценическое пространство – спасибо главному художнику театра Игорю Анисенко. Обычно во время концертов на сцене сзади стоит хор, впереди располагается оркестр, а певцам остается небольшой пяточек на авансцене. Отсутствие места для действия делает такие представления излишне статичными и скучноватыми.
В этот же раз были отобраны фрагменты опер, не требующие участия хора. Поэтому оркестр передвинулся вглубь сцены, за ним была установлена галерея-помост, по которому ходили артисты, танцевал кордебалет, а в сцене из «Ариадны на Наксосе» стояли артистки хора.
Все же действие происходило на передней части сцены. Причем это было не концертное исполнение арий, а вполне режиссерски оформленные фрагменты, с выстроенными мизансценами, с костюмами (режиссеры – Евгений Лавренчук и Евгений Литвинов).
Анастасия Санникова, Юлия Терещук, Владислав Горай, Надежда Сычук, Виктор Шевченко, Таисия Шафранская, Валерий Регрут, Анна Литвинова были столь артистичны и убедительны в своих ролях (где надо – трагичны, где надо – ироничны и даже смешны), столь мастерски исполняли свои партии, что хотелось немедленно потребовать от руководства театра: непременно, в этом же сезоне, ставить эту оперу, и эту, и вот эту тоже…
Одним из самых ярких моментов концерта стал танец Саломеи из одноименной оперы (танец семи покрывал), который исполняла Елена Добрянская (хореограф – Алексей Скляренко).
Балерина доказала, что с равным успехом может танцевать все – классический танец, модерн, контемп. Ее Саломея – одновременно притягательная и отталкивающая, прекрасная и порочная, влекущая и опасная. В конце танца она сбрасывает свои покрывала и остается в трико телесного цвета, создающем эффект обнаженности.
«Потому что только от вида прекрасного обнаженного женского тела у мужчины может так «сорвать» голову, что он исполнит любой ее каприз, любую просьбу», – рассказывал на пресс-конференции А. Самоилэ.
Напомним, согласно библейской легенде, танец юной Саломеи на праздновании дня рождения Ирода Антипы привел к тому, что Антипа согласился выполнить любое ее желание. Саломея потребовала убить пророка Иоанна Крестителя, и после казни ей была принесена на блюде его голова…
Действие на сцене удачно подчеркивалось световыми эффектами (художник по свету Вячеслав Ушеренко).
После окончания концерта зал долго не отпускал исполнителей, приветствуя их бурными аплодисментами и криками «Браво!». Особенно неистовствовали туристы из Германии.
Надо отметить, что иностранных туристов – несмотря на окончание курортного сезона – в театре было очень много. Английский, немецкий, итальянский, иврит звучали в фойе и в зале. И видно было, что люди пришли не просто посмотреть один из красивейших театров Европы, но и насладиться представлением – после антракта никто не покинул своих мест. Похоже, благодаря Оперному театру, в Одессе, наконец, начинает развиваться событийный туризм.
Инна Кац.
Дата съемки: 8.09.2018.
Фото: Олег Владимирский.