Айвазовский
Айвазовский

Вокзал, который мы не помним

Илл. 1. Вход на вокзал со стороны Старосенной площади

Илл. 1. Вход на вокзал со стороны Старосенной площади

Илл. 2. Главный вход в старый вокзал с Привокзальной площади, 1933 г.

Илл. 2. Главный вход в старый вокзал с Привокзальной площади, 1933 г.

Илл. 3. Императорский павильон

Илл. 3. Императорский павильон

Илл. 4. Возле бывшего павильона пассажиров II класса, март, 1944 г.

Илл. 4. Возле бывшего павильона пассажиров II класса, март, 1944 г.

Илл. 5. Временный вход на перрон с Привокзальной площади

Илл. 5. Временный вход на перрон с Привокзальной площади

Перемещение пассажиров на старом Одесском вокзале, к 1884 году отстроенном городским архитектором Александром Осиповичем Бернардацци по проекту питерского коллеги Виктора Александровича Шрётера, четко регламентировалось. Пассажиры третьего класса допускались к поездам через арочный вход со стороны Старосенной площади (иллюстрация 1). Пассажиры первого класса использовали главный вход, устроенный со стороны площади Привокзальной (илл. 2). Члены царствующей фамилии выходили на железнодорожные платформы и покидали их через Императорский павильон — специально возведенный в левом крыле вокзала, со стороны Куликова поля, одноэтажный особняк (илл. 3). По упразднении монархии он перешел на службу народу, в 1936 году был назван «Залом депутатов» и использовался для обслуживания членов правящей не фамилии, но партии.

Пассажиры второго класса на Одесском вокзале также имели свой павильон. Изображений этого длинного двух-этажного здания, разместившегося слева от перрона со стороны Куликова поля (ныне на этом месте — остановки автобусов и будочки по продаже чего угодно), почти не сохранилось. Использовавшие его пассажиры были неинтересны фотографам, а запечатлевать собственно вокзал — как до революции, так и после — было проще с крыши здания судебных установлений (сейчас здесь размещается управление Одесской железной дороги) или с Привокзальной площади: в обоих случаях павильон в объектив не попадал.

Как выглядело это здание в конце своего существования, недавно разъяснилось. На снимке, пополнившем коллекцию Интернет-проекта «Старая Одесса», немецкие артиллеристы сфотографированы у пушек (илл. 4). Специалисты по оружию определяют их захваченными во Франции французскими 155-миллиметровыми длинными (L) орудиями системы Шнейдера образца 1917 года. Нам же интересно, что стоят эти пушки возле бывшего павильона пассажиров II класса. И так как войска Вермахта вошли в город лишь в марте 1944 года (до этого оккупацию Одессы осуществляли румынские войска Иона Антонеску), то получается, что этот снимок — последнее изображение старого вокзала, который был взорван немцами при отступлении из Одессы в начале апреля 1944 года.

После освобождения города от оккупантов службы вокзала станции «Одесса-Главная» — именно так официально называется уничтоженный главный вокзал Одессы — размещались в доме № 1 по Судебному переулку (сегодня в этом здании находится корпус Одесского государственного экономического университета). Кассы, справочное бюро, комнаты отдыха пассажиров, комната матери и ребенка — все было здесь. Только перрон оставался, где и был. В 1944 году, после разборки взорванных зданий, на месте его главного входа был возведен временный официальный выход на перрон к железнодорожным путям (илл. 5). Об этом сооружении сегодня напоминают не только чудом сохранившиеся фотографии, но и кадры кинохроники: в марте 1945 года оператор В. Ковальчук именно тут заснял прибывшую поездом в Одессу по приглашению советского Красного Креста жену премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля Клементину.

Новый железнодорожный вокзал, такой, каким мы его знаем сейчас, появится в Одессе через семь лет после этого визита. В сентябре 1950 года по проекту архитектора Леонида Максимовича Чуприны началось его строительство. Кроме горожан, принимавших участие в регулярных субботниках, строительством занималось управление ремонтно-восстановительных работ Одесской железной дороги во главе с Эдуардом Иосифовичем Левиным.

В июне 1952 года строительство вокзала было завершено.

Евгений ВОЛОКИН.

Иллюстрации Интернет-проекта «Старая Одесса в фото»: OLD.ODESSA.UA.

Старая_Одесса_как_помочь
Фотогармошка 300х250